Статус документа
Статус документа

ГОСТ ISO 17063-2013

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Машины землеройные

ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ МАШИН, УПРАВЛЯЕМЫХ ИДУЩИМ РЯДОМ ОПЕРАТОРОМ

Эксплуатационные требования и методы испытаний

Earth-moving machinery. Braking systems of pedestrian-controlled machines. Performance requirements and test procedures



МКС 53.100

Дата введения 2015-01-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью "ИЦ "ЦНИП СДМ" (ООО "ИЦ "ЦНИП СДМ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 267 "Строительно-дорожные машины и оборудование"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 27 декабря 2013 г. N 63-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт


(Поправка. ИУС N 3-2022).

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 17063:2003* Earth-moving machinery - Braking systems of pedestrian-controlled machines - Performance requirements and test procedures (Машины землеройные. Тормозные системы машин, управляемых идущим рядом оператором. Эксплуатационные требования и методы испытаний).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Официальные экземпляры международного стандарта, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, и международных стандартов, на которые даны ссылки, имеются в национальных органах по стандартизации.

Международный стандарт разработан Техническим комитетом по стандартизации ISO/TC 127 "Машины землеройные" Международной организации по стандартизации (ISO) и утвержден Европейским комитетом по стандартизации CEN в качестве европейского стандарта без внесения изменений.

Перевод с английского языка (en).

Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам приведены в дополнительном приложении ДА.

Степень соответствия - идентичная (IDT).

Разработанный стандарт может быть использован при ежегодной актуализации перечня стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний), а также стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования"

5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 марта 2014 г. N 178-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 17063-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты" (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет


ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 3, 2022 год, введенная в действие с 12.10.2021

Поправка внесена изготовителем базы данных



     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает минимальные эксплуатационные критерии и методы испытания тормозных систем, дающие возможность единообразной оценки мощности тормозов самоходной землеройной машины массой больше 115 кг и скоростью меньше 6 км/час, управляемой оператором, идущим рядом с машиной (как установлено в ISO 6165). Применяется к рабочим и стояночным тормозным системам.

     2 Нормативные ссылки


Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные документы*. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного документа, для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного документа.

_______________

* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.     

ISO 6014 Earth-moving machinery - Determination of ground speed (Машины землеройные. Определение скорости движения)

ISO 6016 Earth-moving machinery - Methods of measuring the masses of whole machines, their equipment and components (Машины землеройные. Методы измерения массы машин в целом, их оборудования и узлов)

ISO 6165-Earth-moving machinery - Basic types - Vocabulary (Машины землеройные. Классификация. Термины и определения)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 управление машиной идущим рядом оператором (pedestrian controlled machine): Самоходная гусеничная или колесная машина, которая управляется персоналом без рабочего места оператора.

3.2 тормозная система (braking system): Совокупность частей, предназначенных для постепенного замедления и/или остановки машины; объединяет тормоз (3.3.1), приводную тормозную систему (3.3.2) и орган управления тормозами (3.3.3).

3.2.1 рабочая тормозная система (service brake): Основная система, предназначенная для остановки и удержания машины.

3.2.2 стояночная тормозная система (parking brake): Система, используемая для удержания машины в неподвижном положении.

3.3 части тормозной системы (braking system components)

3.3.1 тормоз (brake): Устройство, в котором возникают силы, препятствующие движению машины.

Примечание - Тормоза могут быть фрикционными, электрическими или гидростатическими.

3.3.2 приводная тормозная система (brake actuation system): Совокупность элементов, находящихся между органами управления тормозами (см. 3.3.3) и тормозом (см. 3.3.1), обеспечивающая между ними функциональную связь.

3.3.3 орган управления тормозами (brake control): Часть тормозной системы (см. 3.2), на которую непосредственно воздействует оператор.

3.4 масса машины (machine mass): Максимальная эксплуатационная масса машины, как указано заводом-изготовителем.

Примечание - См. ISO 6016.

3.5 тормозной путь (stopping distance): Расстояние, пройденное машиной на испытательном участке (см. 3.7) с момента воздействия на орган управления тормозами до полной остановки машины.

3.6 максимальная скорость машины на ровной поверхности (maximum machine level surface speed): Скорость машины, определяемая в соответствии с требованиями ISO 6014.

3.7 испытательный участок (test course): Поверхность, на которой проводится испытание.

Примечание - См. раздел 5.

     4 Общие требования

     4.1 Тормозные системы


Тормозные системы машин, управляемых идущим рядом оператором, должны быть оборудованы средствами, соответствующими требованиям рабочей тормозной системы и стояночной тормозной системы.

Приводные системы, в том числе гидростатические, должны соответствовать требованиям 6.1 и 6.2 в отношении тормозных систем.

Тормозная система не должна содержать разъединительных устройств, таких как муфта или коробка передач, которые допускали бы отключение тормоза(ов). Отсоединяющее приспособление, позволяющее перемещать неисправную машину, должно быть расположено вне зоны рабочего места оператора.

     4.2 Управление тормозами


Управление оператором тормозной системой должно производиться в стандартной рабочей(их) позиции(ях), указанной изготовителем. Усилие, прилагаемое к органу управления для включения тормозной системы, не должно превышать 20 Н для пальцев (рычаги и переключатели) и 220 Н для кисти руки.

     5 Условия испытаний


Испытания тормозной системы машины следует производить при нормальной рабочей температуре, рекомендованной изготовителем.

Испытательная машина должна быть установлена в рабочее положение, рекомендованное изготовителем, и иметь массу согласно 3.4.

Испытательный участок должен представлять собой твердую, сухую поверхность с хорошими условиями сцепления и наклоном не более 3%. Наклон в направлении движения должен соответствовать рекомендациям для испытаний.

Должны соблюдаться меры предосторожности при проведении испытаний.

     6 Испытания и эксплуатационные критерии

     6.1 Рабочий тормоз

6.1.1 Требования

Должны быть предусмотрены устройства для остановки и удержания машины при движении в прямом и обратном направлениях.

6.1.2 Порядок проведения испытаний

6.1.2.1 Торможение

Тормозной путь машины определяют при движении машины в прямом и обратном направлениях при максимальной скорости. При испытании машины, оборудованной отдельно сцеплением и органом управления тормозом, сцепление должно быть выключено одновременно с тормозом. Испытательный участок должен соответствовать разделу 5 и иметь наклон в направлении движения не более 1%.

6.1.2.2 Удерживание

Удерживающую способность определяют при установке машины на уклоне 25% или менее. На максимальном уклоне машина должна иметь возможность движения в прямом и обратном направлениях.

Альтернативным методом испытания может быть приложение тягового усилия к стационарной машине на ровной поверхности с использованием рабочей тормозной системы. Тяговое усилие должно быть приложено горизонтально, ниже центра тяжести и достигать минимального усилия, эквивалентного усилию на уклоне. Для уклона 25% эквивалентное усилие определяют в Ньютонах, и оно должно быть в 2,38 раза больше массы машины в килограммах. Для машин с гидростатической системой торможения, используемой в качестве рабочего тормоза, эту систему можно использовать для предотвращения сползания.

6.1.3 Эксплуатационные требования

6.1.3.1 Тормозной путь

Тормозная система должна остановить движение машины по ровной поверхности с максимальной скоростью в прямом и обратном направлении. Тормозной путь, в метрах, должен быть меньше или равен 0,2 от максимальной скорости, измеряемой в км/ч.

6.1.3.2 Требования к удержанию

Когда используют рабочую тормозную систему, машина должна иметь возможность удерживаться в прямом и обратном направлении, как указано в 6.1.2.2. Скорость сползания машины без использования гидравлического усилия (см. 6.1.2.2) не должна превышать 2 м/мин.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs