Статус документа
Статус документа


ГОСТ EN 1005-4-2013

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Безопасность машин

ФИЗИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Часть 4

Положение тела при работе с машинами и механизмами

Safety of machinery. Human physical performance. Part 4: Evaluation of working postures and movements in relation to machinery



МКС 13.110

         13.180

Дата введения 2015-01-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Экспериментальным научно-исследовательским институтом металлорежущих станков (ОАО "ЭНИМС") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 ноября 2013 г. N 61-П)

За принятие стандарта проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

Беларусь

Казахстан

Киргизия

Россия

Таджикистан

Узбекистан

AM

BY

KG

KZ

RU

TJ

UZ

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

 Кыргызстандарт

Росстандарт

Таджикстандарт

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 марта 2014 г. N 134-ст межгосударственный стандарт ГОСТ EN 1005-4-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.

5 Настоящий стандарт идентичен европейскому стандарту EN 1005-4:2005+А1:2008* "Безопасность машин. Физические возможности человека. Часть 4. Оценка рабочих поз и движений относительно машины" ("Safety of machinery - Human physical performance - Part 4: Evaluation of working postures and movements in relation to machinery", IDT), подготовленному Техническим комитетом CEN/TK 122 "Эргономика".

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных европейских стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
     
     В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"


Введение


Настоящий стандарт является продолжением серии стандартов ЕН 1005, охватывающей различные аспекты физических возможностей людей, работа которых связана с машинами, и соответствует основным требованиям безопасности директив Европейского союза и связанных с ними норм EFTA.

По данным Европейского союза, по крайней мере одна треть операторов машин вынуждена принимать рабочие позы, вызывающие болевые ощущения или повышенную утомляемость в течение более чем половины своего рабочего дня. Это относится и к 50% всех работающих, которым приходится выполнять короткие повторяющиеся движения [2].

Боль и усталость могут привести к скелетно-мускульному расстройству, снижению производительности труда, ухудшению контроля над положением и движениями оператора. Последнее может приводить к возникновению опасных ситуаций, увеличению риска ошибок, к ухудшению качества выпускаемой продукции.

В течение жизненного цикла машины (от проектирования до демонтажа) все связанные с машиной действия требуют определенных рабочих поз и движений. Задачей конструктора должно быть исключение рабочих поз и движений, вызывающих болевые ощущения или повышенную утомляемость в процессе эксплуатации машины.

Требования настоящего стандарта направлены на снижение рисков для здоровья оператора при эксплуатации машины, что приводит в конечном итоге к повышению производительности труда и рентабельности производства, а также к обеспечению качества выпускаемой продукции.

Требования настоящего стандарта базируются на современных научных достижениях в области эргономики и советах специалистов, но могут быть изменены и дополнены в соответствии с будущими научными достижениями [1].

В соответствии с EN 414 настоящий стандарт является стандартом типа В. Положения настоящего стандарта могут быть дополнены или изменены стандартом типа С.

Для машин, которые спроектированы и изготовлены в соответствии с положениями стандарта типа С, положения стандарта типа С являются приоритетными перед положениями стандартов типа В.

Серия стандартов EN 1005 состоит из следующих стандартов под общим названием "Безопасность машин. Физические возможности человека":

- Часть 1. Термины и определения;

- Часть 2. Составляющая ручного труда при работе с машинами и механизмами;

- Часть 3. Рекомендуемые пределы усилий при работе на машинах;

- Часть 4. Оценка рабочих поз и движений относительно машины;

- Часть 5. Оценка риска для действий, повторяющихся с высокой частотой.

    1 Область применения


В настоящем стандарте приведены рекомендации по оценке рисков для здоровья операторов и установлены требования для рабочих поз и движений операторов в процессе эксплуатации машины в течение всего ее жизненного цикла, включая монтаж, установку, рабочий процесс, регулировку, техническое обслуживание, очистку, ремонт, транспортирование и демонтаж, которые следует учитывать при проектировании машин или их составных частей.

Настоящий стандарт устанавливает требования для рабочих поз и движений без учета воздействия внешних сил или при минимальном их воздействии. Эти требования должны обеспечивать снижение рисков для здоровья всех операторов.

Настоящий стандарт распространяется на все машины, изготовленные после даты его введения.

    2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).

EN 414, Safety of machinery - Rules for the drafting and presentation of safety standards (Безопасность оборудования. Правила разработки и оформления стандартов по безопасности)

EN 547-1, Safety of machinery - Human body measurement - Part 1: Principles for determining the dimensions required for access for whole body access into machinery (Безопасность машин. Размеры тела человека. Часть 1. Принципы определения размеров проемов, обеспечивающих полный доступ человека к машине)

EN 547-2, Safety of machinery - Human body measurement - Part 2: Principles for determining the dimensions required for access openings (Безопасность машин. Размеры тела человека. Часть 2. Принципы определения размеров проемов для отдельных частей тела человека)

EN 547-3, Safety of machinery - Human body measurements - Part 3: Anthropometric data (Безопасность машин. Размеры тела человека. Часть 3. Антропометрические данные)

EN 614-1, Safety of machinery - Ergonomic principles - Part 1: Terms, definitions and general principles (Безопасность машин и механизмов. Эргономические принципы проектирования. Часть 1. Термины и общие принципы)

EN 894-1, Safety of machinery - Ergonomics requirements for the design of displays and control actuators - Part 1: General principles for human interactions with displays and control actuators (Безопасность машин. Эргономические требования по конструированию средств отображения информации и органов управления. Часть 1. Общие принципы взаимодействия пользователя со средствами отображения информации и органами управления)

EN 894-2, Safety of machinery - Ergonomics requirements for the design of displays and control actuators - Part 2: Displays (Безопасность машин. Эргономические требования по конструированию средств отображения информации и органов управления. Часть 2. Дисплеи)

EN 894-3, Safety of machinery - Ergonomics requirements for the design of displays and control actuators - Part 3: Control actuators (Безопасность машин. Эргономические требования по конструированию средств отображения информации и органов управления. Часть 3. Исполнительные механизмы системы управления)

EN 1005-1:2001, Safety of machinery - Human physical performance - Part 1: Terms and definitions (Безопасность машин. Физические возможности человека. Часть 1. Термины и определения)

EN 1005-2, Safety of machinery - Human physical performance - Part 2: Manual handling of machinery and component parts of machinery (Безопасность машин. Физические возможности человека. Часть 2. Составляющая ручного труда при работе с машинами и механизмами)

EN 1005-3, Safety of machinery - Human physical performance - Part 3: Recommended force limits for machinery operation (Безопасность машин. Физические возможности человека. Часть 3. Рекомендуемые пределы усилий для работы на машинах)

EN 1005-5, Safety of machinery - Human physical performance - Part 5: Risk assessment for repetitive handling at high frequency (Безопасность машин. Физические возможности человека. Часть 5. Оценка риска для действий, повторяемых с высокой частотой)

EN 1050, Safety of machinery - Principles for risk assessment (Безопасность машин. Принципы оценки и определения риска)

EN ISO 12100-1, Safety of machinery - Basic concepts, general principles for design - Part 1: Basic terminology, methodology (ISO 12100-1:2003) (Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основная терминология, методология)

EN ISO 12100-2, Safety of machinery - Basic concepts, general principles for design - Part 2: Technical principles (ISO 12100-2:2003) (Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические принципы)

EN ISO 14738, Safety of machinery - Anthropometric requirements for the design of workstations at machinery (Безопасность машин. Антропометрические требования к конструкции рабочих мест на/при машинах)

ISO 11226:2000, Ergonomics - Evaluation of static working postures (Эргономика. Оценка статических рабочих поз)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины и определения по EN 1005-1 и EN ISO 12100-1.

     4 Требования

4.1 Общие положения

Требования настоящего стандарта согласованы с требованиями EN 1050, EN ISO 12100-1, EN ISO 12100-2 и EN 614-1.

Требования, устанавливаемые настоящим стандартом, следует применять ко всем действиям, связанным с эксплуатацией машин. Однако в отдельных случаях эти требования могут оказаться невыполнимыми. Несмотря на это, требования настоящего стандарта следует учитывать при оценке риска, независимо от того, происходят такие случаи часто или нет, если они могут привести к возрастанию риска возникновения боли, усталости или расстройства здоровья.

Примечание - Требования настоящего стандарта не следует распространять на организацию производства.


Конструкция машины должна обеспечивать оператору разнообразные возможности эксплуатации: в положении сидя, стоя или при хождении вблизи машины. Следует избегать неудобных положений тела и движений (например на коленях, согнувшись). Конструкция машины должна способствовать исключению болезненных и утомительных рабочих поз и частых движений (см. 4.3).

В настоящем стандарте поэтапная оценка риска на основе анализа рабочих поз и движений оператора представлена как часть процесса проектирования машины (рисунок 1).

В настоящем стандарте предусмотрены следующие варианты оценки риска:

- оценка без привлечения операторов с использованием компьютерной графики производится, если нет в наличии полноразмерной модели или полноразмерного прототипа конструируемой машины (см. 4.2.5);

- оценка с привлечением операторов производится, если имеется в наличии полноразмерная модель или полноразмерный прототип конструируемой машины (см. 4.2.6).

В 4.2 приведены основные принципы, которыми следует руководствоваться при оценке риска на различных стадиях конструирования машины, в 4.3 - экспертная оценка риска с последующим определением приемлемости рабочих поз и движений.

Следует обеспечить наиболее полный сбор информации по применению и последствиям использования отдельных конструкций для выполнения соответствующих задач, а также тщательный анализ этой информации для определения, адекватны ли существующие конструкции и практика их применения для выполнения поставленных задач или их следует доработать. Использование конструкций, не прошедших соответствующей проверки, может привести к повышенному риску, преодолевать который смогут только опытные операторы.   

 Примечание - Номера в рамках и в тексте полностью соответствуют разделам настоящего стандарта.


Рисунок 1 - Алгоритм оценки риска

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs