Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 55968-2014 (ЕН 115-2:2010) Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Повышение безопасности находящихся в эксплуатации эскалаторов и пассажирских конвейеров

     5 Требования безопасности и/или защитные меры

5.1 Общие положения

Приведенные в данном разделе требования и/или защитные меры не должны рассматриваться как единственное возможное решение. Допускаются альтернативные решения, которые обеспечивают эквивалентный уровень безопасности.

Для оценки безопасности решений, ситуаций или событий, касающихся эскалаторов и пассажирских конвейеров, которые не охвачены настоящим стандартом, следует применять процедуру анализа и снижения риска по ГОСТ Р 53387.

В случае, если требования настоящего стандарта не могут быть выполнены технически или остаются остаточные риски, которые не могут быть устранены, уровень риска должен быть уменьшен настолько, насколько это возможно. В случае неустранимого остаточного риска должны применяться соответствующие меры, такие например, как информационные знаки, инструкции и обучение.

Вредные материалы, такие например как, асбест (в обкладках тормозов, в изоляции контакторов и уплотнениях, применяемых в машинных пространствах и машинных помещениях или кабинах управления), должны быть заменены безопасными материалами аналогичного функционального назначения.

5.2 Несущие конструкции и ограждения

5.2.1 Общие положения

Все механические движущиеся детали эскалатора или пассажирского конвейера должны быть полностью ограждены щитами или стенами, не имеющими отверстий. Исключение составляют предназначенные для перемещения пассажиров ступени, пластины, часть ленты и поручня. Допускаются отверстия для вентиляции по ГОСТ Р 51334.

Люки смотровых проемов и подъемные плиты перекрытий должны иметь блокировочное устройство [см. ГОСТ Р 54765, перечисление л) 5.12.3].

Открытие люка или подъемной плиты должно быть возможно только с помощью ключа или инструмента, предназначенного для этой цели.

Если в пространства за люком или подъемной плитой могут проникать люди, они должны открываться изнутри без ключа или специального инструмента, даже если они заперты.

Допускается не ограждать механические движущиеся детали в местах, к которым доступ пассажиров исключен (например, посредством запираемых на замок дверей).

5.2.2 Опасность пожара

5.2.2.1 Скопление материалов (например, консистентной смазки, масла, пыли, бумаги) создает опасность пожара, поэтому необходимо обеспечить возможность чистки внутренней части эскалатора/пассажирского конвейера.

5.2.2.2 Должны быть установлены системы противопожарной защиты, соответствующие условиям эксплуатации.

5.3 Ступени, пластины, ленты

5.3.1 Поверхность настила ступени, пластины, ленты должна обеспечивать надежную опору ногам пассажиров без проскальзывания.

5.3.2 Для выделения края ступени у входных площадок должно быть предусмотрено разграничение в направлении движения ступеней (например, впадина в настиле, полоса или гребень яркого отличительного цвета).

5.3.3 Зазор между ступенью, пластиной или лентой и фартуком не должен превышать 4 мм с любой из сторон и 7 мм - по сумме зазоров, измеренных с обеих сторон.

Для эскалаторов тяжелого режима работы [см. ГОСТ Р 54765, пункт 5.12.3] допускается увеличение указанных зазоров, но не более чем до 6 мм с любой из сторон и не более 10 мм по сумме зазоров с обеих сторон.

В случае невозможности обеспечить указанные величины зазоров на эскалаторах старых типов необходимо свести к минимуму возможность защемления обуви или багажа между фартуком и ступенями выполнением следующих условий [см. ГОСТ Р 54765, перечисления а), в), г) 5.8.8.4]:

- обеспечить достаточную жесткость фартука;

- установить дефлекторы;

- применить антифрикционное покрытие фартука,

а также установить предупреждающие знаки об опасности контакта обуви или багажа с фартуком.

Для пассажирских конвейеров, у которых фартук заканчивается выше поверхности настила пластины или ленты, зазор, измеренный по вертикали от поверхности настила пластины/ленты до фартука, не должен превышать 4 мм. Поперечное смещение пластин или ленты не должно вызывать появления горизонтального зазора между фартуком и краем пластины или ленты.

5.3.4 Зазор между двумя следующими друг за другом ступенями эскалаторов или пластинами пассажирского конвейера в любом положении на рабочей ветви, измеренный у поверхности настила (см. ГОСТ Р 54765, рисунок 1, виды Y, Z, рисунок 6, вид S и рисунок 7, вид U), не должен превышать 6 мм.

Для эскалаторов тяжелого режима работы допускается увеличение указанного зазора, но не более чем до 10 мм.