Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 55466-2013/ISO/TS 14687-2:2008 Топливо водородное. Технические условия на продукт. Часть 2. Применение водорода для топливных элементов с протонообменной мембраной дорожных транспортных средств

Введение

Настоящий стандарт содержит требования к топливу для транспортных средств на топливных элементах (ТСТЭ), в которых используется протонообменная мембрана (ПОМ). В настоящее время ТСТЭ эксплуатируются в ходе демонстрационных испытаний. Настоящий стандарт является нормативным документом, предназначенным для объединения требований к водородному топливу, предъявляемых производителями ТСТЭ и водородного топлива. В процессе такой эксплуатации требования к качеству водорода, используемого для ТСТЭ, могут уточняться. Введение контроля качества водорода необходимо для того, чтобы исключить негативное воздействие на работу системы топливного элемента и/или бортовой системы хранения водорода вредных примесей, которые могут появляться в топливе в процессе его производства и хранения. Настоящий стандарт определяет нормативные требования к двум типам водородного топлива: "тип I сорт D" и "тип II сорт D". Эти сорта предназначены для ТСТЭ с ПОМ на стадиях, предшествующих коммерческому использованию. Они могут использоваться в процессе демонстрационных эксплуатационных испытаний в ограниченном масштабе. Цель настоящего стандарта - способствовать осуществлению быстрой и эффективной разработки дорожных транспортных средств, а также инфраструктуры водородного топлива. Требования к качеству водорода на заправочной станции или в ином месте должны определяться на основе письменного соглашения между поставщиком и потребителем. Учитывая, что национальные и международные стандарты нормируют сорта водородного топлива более низкого качества, а также, что национальный стандарт по водородным заправочным станциям находится в стадии разработки, важно применять предупредительные меры, чтобы избежать загрязнения этих видов топлива.

Так как разработки ТСТЭ и сопутствующих водородных технологий развиваются быстрыми темпами, настоящий стандарт нуждается в регулярном пересмотре технических требований по мере совершенствования таких технологий. Технологические новинки на регулярной основе отслеживаются Техническим комитетом ISO/TC 197 "Водородные технологии" и одноименным российским Техническим комитетом по стандартизации ТК 29, действующим в рамках национальной системы стандартизации. Настоящий стандарт направлен на развитие как технологий изготовления дорожных транспортных средств, так и сопутствующей инфраструктуры.

Дальнейшее совершенствование требований к водородному топливу будет осуществляться в соответствии с достижениями в области НИОКР по следующим направлениям развития:

- совершенствование катализаторов РЕМ, связанное со снижением требований топливного элемента к наличию в водородном топливе примесей;

- изучение механизма воздействия примесей на компоненты топливной системы в целом;

- создание методик обнаружения и измерения наличия примесей в водородном топливе в лабораторных, производственных и эксплуатационных условиях, том числе на водородных заправочных станциях;

- совершенствование технологий бортового хранения водорода;

- использование результатов демонстрационных эксплуатационных испытаний ТСТЭ.

Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 14687-2-2012 идентичен международному стандарту ISO/TS 14687-2:2008, который был разработан Техническим комитетом ISO/ТС 197 "Водородные технологии" и является составной частью стандарта с общим названием "Водородное топливо. Технические условия на продукт", состоящего из двух частей:

- ГОСТ Р ИСО 14687-1-2012 Топливо водородное. Технические условия на продукт. Часть 1. Все случаи применения, кроме использования для топливных элементов дорожных транспортных средств с протонообменной мембраной

- ГОСТ Р ИСО 14687-2-2012 Топливо водородное. Технические условия на продукт. Часть 2. Использование для топливных элементов дорожных транспортных средств с протонообменной мембраной.