Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р ИСО 14687-1-2012

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОПЛИВО ВОДОРОДНОЕ

Технические условия на продукт

Часть 1

Все случаи применения, кроме использования в топливных элементах с протонообменной мембраной, применяемых в дорожных транспортных средствах

Hydrogen fuel. Product specification. Part 1. All applications except proton exchange membrane fuel cells for road vehicles



ОКС 71.100.20

Дата введения 2013-07-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Некоммерческим партнерством "Национальная ассоциация водородной энергетики" (НП НАВЭ) на основании перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 29 "Водородные технологии"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 ноября 2012 г. N 1250-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14687-1:1999* "Топливо водородное. Технические условия на продукт. Часть 1. Все случаи применения, кроме случая применения топливного элемента с протонообменной мембраной (РЕМ) в дорожных транспортных средствах" (ISO 14687-1:1999 "Hydrogen fuel - Product specification - Part 1: All applications except proton exchange membrane (РЕМ) fuel cell for road vehicles", ITD)

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Апрель 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14687-1:1999 "Топливо водородное. Технические условия на продукт. Часть 1. Все случаи применения, кроме случая применения топливного элемента с протонообменной мембраной (РЕМ) в дорожных транспортных средствах" [ISO 14687-1:1999 Hydrogen fuel - Product specification - Part 1: All applications except proton exchange membrane (РЕМ) fuel cell for road vehicles].

Международная организация по стандартизации - ИСО (The International Organization for Standardization - ISO) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (членов ИСО). Разработка международных стандартов ИСО осуществляется техническими комитетами ТК (ТС). Каждый член ИСО имеет право быть представленным в технических комитетах. Международные правительственные и неправительственные организации, взаимодействующие с ИСО, также могут принимать участие в их работе. По всем вопросам стандартизации в области электротехники ИСО взаимодействует с Международной электротехнической комиссией - МЭК (International Electrotechnical Commission - IEC). Международные стандарты разрабатываются в соответствии с правилами, приведенными в Директивах ИСО/МЭК, часть 3. Основной задачей технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов рассылаются национальным комитетам-членам для голосования. Их опубликование в качестве международных стандартов требует одобрения по меньшей мере 75% комитетов-членов, принимающих участие в голосовании.

Международный стандарт ИСО 14687:1999 разработан в 1999 г. Он был предназначен для всех видов транспортных средств и всех областей применения водородного топлива (земля, вода, воздух, космическое пространство). В 2008 г. в международный стандарт ИСО 14687:1999 была введена техническая поправка ИСО 14687:1999/Изм 2:2008 "Топливо водородное. Технические условия на продукт. Часть 1. Все случаи применения, кроме случая применения топливного элемента с протонной обменной мембраной (РЕМ) для дорожных транспортных средств. Техническая поправка 2" [ISO 14687:1999/Cor.2:2008(E)], которая ограничивала его применение в части, касающейся использования водородного топлива для транспортных средств, оснащенных энергоустановками на топливных элементах с протонообменной мембраной.

В 2009 г. был подготовлен и введен в действие отдельный международный стандарт ИСО 14687-2:2009 "Топливо водородное. Технические условия на продукт. Часть 2. Применение для топливных элементов с протонообменной мембраной (РЕМ) дорожных транспортных средств", представляющий собой нормативный документ ИСО категории "Технические требования ИСО" (Technical Specification - TS) [ISO/TS 14687-2:2009 Hydrogen fuel - Product specification - Part 2: Proton exchange membrane (РЕМ) fuel cells for road vehicles], который предназначается специально для транспортных средств с электрохимическими генераторами на основе протонообменных мембран, устанавливающий требования к двум новым сортам водородного топлива, имеющим специфические особенности.

Все документы, связанные с международным стандартом ИСО 14687, были подготовлены Техническим комитетом ISO/TC 197 "Водородные технологии".

С учетом внесенных изменений Технический комитет по стандартизации ТК 29 "Водородные технологии", входящий в национальную систему стандартизации Российской Федерации, разработал два стандарта:

- ГОСТ Р ИСО 14687-1-2012 "Топливо водородное. Технические условия на продукцию. Часть 1. Все случаи применения, кроме использования в топливных элементах с протонообменной мембраной, применяемых в дорожных транспортных средствах";

- ГОСТ Р ИСО 14687-2-2012* "Топливо водородное. Технические условия на продукт. Часть 2. Использование для топливных элементов дорожных транспортных средств с протонообменной мембраной".

________________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 55466-2013/ISO/TS 14687-2:2008, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

     1 Область применения


В настоящем стандарте установлены параметры водородного топлива, определяющие его характеристики и особенности применения, связанные с производством, хранением, транспортированием и заправкой транспортных средств, эксплуатацией бытовых электроприборов и других устройств и систем, предназначенных для работы на этом виде топлива.

Настоящий стандарт может применяться для всех видов транспорта, за исключением транспортных средств с электрохимическими генераторами на основе топливных элементов с протонообменной мембраной (РЕМ).

     2 Термины и определения


В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 газообразный водород (gaseous hydrogen, ): Водород, находящийся в нормальных условиях в газообразном состоянии в виде равновесной смеси ортоводорода и параводорода, очищенной до минимальной объемной концентрации 98%.

Примечание - Газообразный водород обычно получают с использованием нефтехимических, термохимических технологий, солнечной энергии, электрохимических или биологических процессов.

2.2 жидкий водород (liquid hydrogen, ): Водород сжиженный, то есть приведенный в жидкое состояние (параводород).

Примечание - Сжижение осуществляется путем охлаждения, компрессии или с использованием других способов, таких как магнитокалорический эффект.

2.3 шугообразный водород (slush hydrogen, ): Водород, представляющий собой смесь твердого и жидкого водорода при эвтектической температуре (температуре тройной точки).

     3 Требования

     

     3.1 Классификация


Водородное топливо в соответствии с настоящим стандартом классифицируется по типам и сортам:

a) тип I (сорта А, В и С): газообразный водород;

b) тип II (сорт С): жидкий водород;

c) тип III: шугообразный водород.

     3.2 Применяемость топлива


Ниже приводится классификация водородного топлива, связанная с областями его применения, позволяющая потребителям по установленным критериям (тип, сорт) использовать это топливо с учетом его физико-химических свойств и стоимостных показателей.

Тип I, сорт А - топливо для двигателей внутреннего сгорания, использующихся в транспортных средствах и жилищно-коммунальном хозяйстве.

Тип I, сорт В - топливо для промышленного применения при производстве электроэнергии или в качестве источника тепла.

Тип I, сорт С - топливо, используемое в наземных вспомогательных комплексах для воздушного и космического транспорта.

Тип II, сорт С - топливо для бортовых двигательных установок воздушного и космического транспорта, нужд электроэнергетики и наземного транспорта.

Тип III - топливо для бортовых двигательных установок воздушного и космического транспорта.


Примечания

1 Требования к топливу типа I, сорта D и типа II, сорта D, использующемуся в топливных элементах транспортных средств с протонообменной мембраной, представлены в ГОСТ Р ИСО 14687-2-2012 и ISO/TS 14687-2:2009.

2 Для жидкого водорода типа II топлива с параметрами, эквивалентными сортам А и В, в классификации отсутствуют.

     3.3 Характеристики


Значения предельных характеристик, приведенные в таблице 1, определяют требования, применяемые к каждому типу и сорту водородного топлива. Пробел указывает на отсутствие максимальной предельной характеристики. Отсутствие максимальной предельной характеристики не означает наличия или отсутствия данного компонента в топливе, а указывает на то, что в этом случае не требуется проведения испытаний для оценки соответствия настоящему стандарту.

     4 Проверка качества

     

     4.1 Испытания качества


Поставщик обязан обеспечить проверку уровня качества водорода, используя общепринятую методику. Может использоваться методика отбора образцов и контроля, описанная в 4.3.1, 4.3.2 и в разделах 5 и 6. Прочие процедуры контроля, не указанные в настоящем стандарте, допускаются по договоренности между поставщиком и покупателем.

     4.2 Испытание продукции на соответствие техническим условиям

     

     4.2.1 Общие требования


Проверка водородного топлива на соответствие техническим условиям представляет собой единый анализ или серию анализов, осуществляемых для оценки соответствия технологических процессов производства водорода установленным требованиям качества. Такое испытание осуществляется путем проверки характеристик топлива, предоставленного поставщиком, или, если это необходимо, посредством анализа проб по методике, согласованной поставщиком и покупателем.

Проверка водородного топлива на соответствие техническим условиям может осуществляться поставщиком или третьим лицом в лаборатории по согласованию между поставщиком и покупателем.

     4.2.2 Требования к топливу


Требования к продукции на соответствие техническим условиям устанавливают необходимость определения всех предельных характеристик водородного топлива.

Таблица 1 - Значения предельных характеристик водородного топлива

В мкмоль/моль (mol/mol) за исключением указанных случаев

Параграф

Характеристики (анализ пробы)

Тип I

Тип II

Тип III


Сорт А

Сорт В

Сорт С

Сорт С

6.2

Чистота водорода (минимальная объемная концентрация, %)

98,0

99,90

99,995

99,995

99,995

6.3

Параводород (минимальная объемная концентрация, %)

Н/О

Н/О

Н/О

95,0

95,0

Примеси (максимальное содержание)

-

Общее содержание газов

-

50

50

-

6.4

Вода (см)

Н/К а

Н/К

b

b

-

6.5

Общее содержание углеводородов

100

Н/К

b

b

-

6.6

Кислород

а

100

с

с

-

6.7

Аргон

а

-

с

с

-

6.7

Азот

а

400

b

b

-

6.7

Гелий

-

-

39

39

-

6.8


-

-

d

d

-

6.9


1

-

d

d

-

6.10

Ртуть

-

0,004

-

-

-

6.11

Сера

2,0

10

-

-

-

6.12

Твердые частицы

f

е

е

e

-

-

Плотность

-

-

-

-

e

Примечание 1 - Н/О - Не определен.

Примечание 2 - Н/К - Отсутствие конденсата.

а - Смесь воды, кислорода, азота и аргона: максимальная объемная концентрация 1,9%.

b - Смесь азота, воды и углеводорода: макс. 9 мкмоль/моль (mol/mol).

с - Смесь кислорода и аргона: макс. 1 мкмоль/моль (mol/mol).

d - Общее содержание и : макс. 1 мкмоль/моль (mol/mol).

е - По договоренности между поставщиком и покупателем.

f - Водород не должен содержать пыль, песок, грязь, смолы, масла или другие вещества в количестве, приводящем к нанесению повреждений оборудованию топливо-заправочной станции или транспортному средству (двигателю), потребляющему топливо.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs