Недействующий
Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли


     ГОСТ Р ИСО 13053-2-2013

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статистические методы

МЕТОДОЛОГИЯ УЛУЧШЕНИЯ ПРОЦЕССОВ "ШЕСТЬ СИГМ"

Часть 2

Методы и приемы

Statistical methods. Methodology of improvement of processes "Six сигм"*. Part 2. Tools and techniques

_______________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


ОКС 03.120.30

Дата введения 2014-12-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 125 "Применение статистических методов"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2013 г. N 2319-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 13053-2:2011* "Количественные методы улучшения процессов "Шесть сигм". Часть 2. Методы и приемы" (ISO 13053-2:2011 "Quantitative methods in process improvement - Six Sigma - Part 2: Tools and techniques").

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

Введение


Методология "Шесть сигм" предназначена для организаций, стремящихся повысить свою конкурентоспособность. Методы "Шесть сигм" разработаны для:

- улучшения процессов и принятие решений, основанных на статистических методах;

- определения результатов деятельности с достаточной достоверностью;

- снижения неопределенности и количества ошибок;

- получения высоких доходов и прибыли в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе;

- устранения потерь при работе процессов.

Количество сигм () является показателем качества процесса, определяющим его эффективность в части способности изготавливать продукцию или оказывать услугу, соответствующие требованиям и ожиданиям потребителя и третьей стороны. Значение напрямую связано с:

a) долей соответствующих единиц продукции в выходе процесса;

b) долей несоответствующих единиц продукции в выходе процесса [% на миллион или число дефектов на миллион единиц продукции].

В следующей таблице приведены значения в виде средней доли несоответствующих единиц продукции на миллион.


Таблица 1 - Значения

Число дефектов на миллион единиц продукции ()

Количество сигм ()

308538,0

2

66807,0

3

6210,0

4

233,0

5

3,4

6

Примечание 1 - Таблица полностью приведена в приложении АИСО 13053-1:2011.

Примечание 2 - Расчеты основаны на сдвиге в 1,5 от математического ожидания

     

     1 Область применения


В настоящем стандарте приведены методы и приемы, проиллюстрированные в соответствующих контрольных листках, которые должны быть использованы на каждом этапе выполнения методологии DMAIC.

Методология DMAIC, установленная в ISO 13053-1, является общей для всех отраслей промышленности и экономики. Методы и приемы, установленные в настоящем стандарте, применимы к организациям любого размера, стремящимся к повышению своей конкурентоспособности.

     2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

2.1 бенчмаркинг (benchmarking): Метод сопоставления деятельности лидирующих организаций в определенном сегменте рынка.

2.2 мозговой штурм (brainstorming): Групповой творческий метод, целью которого является выработка большого количества идей.

2.3 диаграмма причин и следствий (диаграмма Исикавы, диаграмма причинно-следственных связей) (cause an defect diagram): Средство визуализации, которое часто используют в процессе мозгового штурма с целью логического структурирования возможных причин проблемы.

2.4 общая причина (common cause): Причина изменчивости параметров процесса, которая присуща данному процессу в течение продолжительного времени.

2.5 доверительный интервал (confidence interval): Интервал, который накрывает оцениваемый параметр с вероятностью не менее (1-), обычно 95% или 99%.

2.6 непрерывные данные (continuous data): Данные, представляющие собой результаты измерений величин, измеряемых по непрерывной шкале, значения которых представляют собой действительные числа.

2.7 критичный для качества, CTQ (critical-to-quality): Критичные характеристики и требования к показателям качества, которые должны быть выполнены для удовлетворения требований потребителя.

2.8 потребитель (customer): Организация или физическое лицо, получающие продукцию.

Примечание - Потребитель может быть внутренним или внешним по отношению к организации.


[ISO 9000:2005, 3.3.5]

2.9 дефект (defect): Невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием.

[ISO 9000:2005, 3.6.3]

2.10 возможность дефекта (defect opportunity): Любое измеримое событие, следствием которого может быть возникновение дефекта.

2.11 дефектная единица продукции (defective unit): Единица продукции с одним или несколькими дефектами.

[ISO 3534-2:2006, 1.2.16]

2.12 планирование экспериментов, DOE (design of experiments): Систематизированная методология сбора информации с целью улучшения какого-то процесса.

Примечание 1 - Для представления анализируемого процесса разрабатывают статистические модели.

Примечание 2 - Для проверки и результативности улучшений могут быть использованы методы моделирования и оптимизации.

2.13 дискретные данные (discrete data): Данные об отнесении объекта к одному из классов или категорий, которые не могут быть представлены дробным числом.

Примечание 1 - Результаты группировки или иной классификации непрерывных данных могут представлять собой дискретные данные.

Примечание 2 - Данные классификации по различным признакам являются дискретными и называются альтернативными данными.

Примечание 3 - Дискретные данные получают при исследовании символьной или порядковой шкалы.

2.14 экологический аспект (environmental aspect): Деятельность, продукция или услуга, у которых возможно взаимодействие с окружающей средой.

2.15 анализ проекта (gate review): Проверка проекта, проводимая спонсором проекта при завершении каждого этапа DMAIC с целью подтверждения выполнения результатов данного этапа.

2.16 вход (input): Ресурсы и/или данные, необходимые для реализации процесса.

2.17 модель Кано (Kano model): Прием управления качеством, используемый для ранжирования требований потребителя.

2.18 анализ измерительных систем, MSA (measurement system analysis): Серия исследований, направленных на проверку функционирования измерительной системы.

Примечание - Валидация измерительных систем позволяет обеспечить их целостность и стабильность данных.

2.19 защита от ошибки (человека) (метод "poka-yoke") (mistake proofing): Метод защиты, разработанный в виде простого приема для предотвращения:

- внесения незапланированных или нежелательных изменений в систему

- любых ошибок, которые являются результатом негативного воздействия на систему.

2.20 цель (objective): Заданное значение уровня процесса, определенное потребителем.

2.21 рабочее определение (operational definition): Четкое краткое описание измеряемой величины и процесса ее измерения.

2.22 выход (output): Продукция или услуги, изготовленные процессом.

2.23 анализ Парето (Pareto analysis): Методология, используемая для обработки дискретных данных с целью определения частоты появления дефектов на основе классификации показателей.

2.24 процесс (process): Совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных действий, преобразующих входы в выходы.

2.25 карта процесса (process map): Графическое представление процесса.

2.26 паспорт проекта (project charter): Документ, в котором установлены требующая решения проблема, задачи по улучшению, область применения проекта, этапы проекта, а также распределение ответственности и полномочий при выполнении проекта.

2.27 управление качеством продукции на основе требований потребителя, QFD (quality function deployment): Метод преобразования требований потребителя в характеристики проекта и, в итоге, в требования к управлению процессом.

Примечание - "Дом качества" - прием, используемый в данном методе.

2.28 план выборочного контроля (sampling plan): План, описывающий процедуру отбора и проверки выборок.

2.29 оценочный лист (scorecard): Средство проверки соответствия характеристик требованиям потребителя.

2.30 специальная причина (special causes): Причина изменчивости процесса, не являющаяся причиной собственной изменчивости процесса.

Примечание - Специальные причины, вызванные известными или исключительными факторами, иногда называют неслучайными причинами.

2.31 третья сторона (third party): Лицо или организация, заинтересованные в эффективном решении вопроса или напрямую от него зависящие.