Статус документа
Статус документа

ГОСТ EN 116-2013

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


ТОПЛИВА ДИЗЕЛЬНЫЕ И ПЕЧНЫЕ БЫТОВЫЕ

Метод определения предельной температуры фильтруемости

Diesel and domestic heating fuels. Test method of determination of plugging point     


МКС 75.160.20

Дата введения 2015-01-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 31 "Нефтяные топлива и смазочные материалы", Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (ОАО "ВНИИ НП") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 ноября 2013 г. N 61-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1826-ст межгосударственный стандарт ГОСТ EN 116-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.     

5 Настоящий стандарт идентичен европейскому стандарту EN 116:1997* "Дизельные и печные бытовые топлива. Определение предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре" ("Diesel and domestic heating fuels - Determination of cold filter plugging point", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Европейский стандарт разработан Техническим комитетом CEN/TC 19, секретариат которого ведет AFNOR.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает метод определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре (CFPP) (см. 3.1) дизельных и печных бытовых топлив с использованием ручного или автоматического оборудования.

Для арбитражных целей применяют как ручное, так и автоматическое оборудование.

Настоящий стандарт применим для дистиллятных топлив, содержащих присадки, в том числе улучшающие текучесть, предназначенных для дизельных двигателей и бытовых отопительных систем.

Результаты, полученные по методу настоящего стандарта, используют для оценки самой низкой температуры, при которой топливо беспрепятственно течет в топливной системе.

Примечание - Для дизельных топлив результаты обычно близки к критической температуре при эксплуатации, за исключением случаев, когда в топливной системе установлен бумажный фильтр на выходе в атмосферу или предельная температура фильтруемости более чем на 12°С ниже температуры помутнения топлива. Бытовые отопительные установки обычно менее требовательны и часто удовлетворительно работают при более низких температурах, чем в настоящем методе испытания.


Расхождение результатов, полученных на исходном образце и образце, подвергнутом тепловой обработке при температуре 45°С в течение 30 мин, может быть использовано для решения вопросов, связанных с рекламациями при неудовлетворительной работе топлива в условиях низкой температуры.

Предупреждение - Применение настоящего стандарта может быть связано с использованием опасных материалов, операций и оборудования. В настоящем стандарте не предусмотрено рассмотрение всех вопросов обеспечения безопасности, связанных с его использованием. Пользователь настоящего стандарта несет ответственность за установление соответствующих правил по технике безопасности и охране здоровья, а также и определяет целесообразность применения законодательных ограничений перед его использованием.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).

ISO 3170, Petroleum liquids - Manual sampling (Нефтепродукты жидкие. Ручной отбор проб)

ISO 3171, Petroleum liquids - Automatic pipeline sampling (Нефтепродукты жидкие. Автоматический отбор проб из трубопровода)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применен следующий термин с соответствующим определением:

3.1 предельная температура фильтруемости на холодном фильтре; CFPP (cold filter plugging point): Самая высокая температура, при которой данный объем топлива не протекает через стандартизованную фильтрующую установку в течение заданного времени при охлаждении в условиях настоящего метода.

     4 Сущность метода


Образец топлива охлаждают при заданных условиях и набирают в пипетку под регулируемым вакуумом через стандартизованный проволочный сетчатый фильтр. Продолжая охлаждать топливо, эту процедуру повторяют с интервалами 1°С. Испытание продолжают до температуры, при которой количество кристаллов парафина, выделившееся из раствора, замедляет протекание топлива так, что время заполнения пипетки превышает 60 с или до момента, когда топливо полностью перестанет стекать в испытательный сосуд до его охлаждения еще на 1°С.

Отмеченную температуру начала последнего фильтрования регистрируют как предельную температуру фильтруемости топлива на холодном фильтре.

     5 Реактивы и материалы

5.1 Гептан товарный квалификации х.ч. или ч.д.а.

5.2 Ацетон.

5.3 Безворсовая фильтровальная бумага с задерживающей способностью (5±1) мкм (например, материалы марок Durrieux 120 и Whatman N 3).

5.4 Сертифицированные стандартные образцы.

Примечание - Сертифицированные стандартные образцы можно получить в Комиссии Европейского сообщества (Commission of the European Communities). За дополнительной информацией следует обратиться по адресу: Community Bureau of Reference, DG XII, Rue de la Loi 200, B1049 Brussels.

     6 Аппаратура

6.1 Ручное оборудование

6.1.1 Общие положения

Оборудование, подробно описанное в 6.1.2-6.1.14, монтируют в соответствии с рисунком 1.

6.1.2 Испытательный плоскодонный цилиндрический сосуд из прозрачного стекла, внутренним диаметром (31,5±0,5) мм, толщиной стенки (1,25±0,25) мм и высотой (120±5) мм. Сосуд должен иметь несмываемую метку, соответствующую объему 45 см.

Примечание - Испытательные сосуды необходимых размеров можно выбрать из сосудов, приведенных в ISO 3016, устанавливающего более широкие диапазоны размеров сосудов.

_______________

ISO 3016:1994 "Petroleum products - Determination of pour point" ("Нефтепродукты. Определение температуры текучести").

6.1.3 Водонепроницаемый плоскодонный цилиндрический латунный кожух, используемый в качестве воздушной бани. Кожух должен иметь внутренний диаметр (45,00±0,25) мм, наружный диаметр - (48,00±0,25) мм и высоту (115±3) мм (см. рисунок 2).

6.1.4 Изоляционное кольцо из маслостойкой пластмассы или другого подходящего материала, установленное на дне кожуха (6.1.3) для изоляции испытательного сосуда. Оно должно иметь плотную посадку в кожухе и быть толщиной (6) мм (см. рисунок 3).

    

1 - вода;

2 - изоляционное кольцо; 3 - комплект фильтра; 4 - охлаждающая баня; 5, 7 - прокладка; 6 - испытательный сосуд; 8 - кожух; 9 - поддерживающее кольцо; 10 - пробка; 11 - пипетка; 12 - метка (20 см); 13 - двухходовый запорный кран; 14 - манометр с U-образной трубкой; 15 - дополнительный вакуумный резервуар вместимостью 5 дм; 16 - вентиляционная трубка; 17 - к источнику вакуума; 18 - вакуумный резервуар; 19 - уровень воды

     
Рисунок 1 - Аппарат в сборе          

     

    

1 - серебряный припой

     
Рисунок 2 - Латунный кожух          

     

     
а - проволока из нержавеющей стали диаметром 2 мм; 1 - прокладки; 2 - изоляционное кольцо

     
Рисунок 3 - Изоляционное кольцо и прокладки

6.1.5 Прокладки

Две прокладки толщиной примерно 5 мм каждая из маслостойкой пластмассы или другого подходящего материала, которые устанавливают вокруг испытательного сосуда (6.1.2), как показано на рисунке 1, для его изоляции от боковых стенок кожуха. Прокладки должны иметь плотную посадку в испытательном сосуде и кожухе. Применение незамкнутых колец с разрывом 2 мм позволяет установить прокладку по диаметру испытательного сосуда. Прокладки и изоляционное кольцо могут составлять единое целое (см. рисунок 3).

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».