Статус документа
Статус документа

ГОСТ 32404-2013

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


НЕФТЕПРОДУКТЫ


Метод определения содержания в топливе фактических смол выпариванием струей


Petroleum products. Test method for gum content in fuel by jet evaporation



МКС 75.080

Дата введения 2015-01-01

          

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

      

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (ОАО "ВНИИ НП") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 ноября 2013 г. N 44)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по MК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
MК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт


(Поправка)          

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1859-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32404-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.

5 Настоящий стандарт идентичен стандарту ASTM D 381-12* "Стандартный метод определения содержания фактических смол в топливах выпариванием струей" ("Standard test method for gum content in fuels by jet evaporation", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Стандарт разработан Комитетом ASTM D 02 "Нефтепродукты и смазочные материалы", непосредственную ответственность за метод несет Подкомитет D 02.11 "Техническое исследование жидкостей и твердых тел с высокими рабочими характеристиками".

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 ИЗДАНИЕ (август 2019 г.) с Поправкой (ИУС 7-2015)


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает метод определения содержания фактических смол в авиационных топливах, смол в автомобильных бензинах и других товарных низкокипящих дистиллятах (в том числе содержащих спирт и оксигенаты типа эфира, а также присадки, предотвращающие образование отложений; дополнительная информация приведена в примечании 7).

1.2 Настоящий стандарт предусматривает также определение нерастворимой в гептане части осадка неавиационных топлив.

1.3 Значения, приведенные в единицах системы СИ, являются стандартными.

1.3.1 В системе СИ за единицу давления принят паскаль (Па), за единицу температуры - градус Цельсия.

1.4 Предупреждение - Установлено, что ртуть является опасным веществом, которое может вызвать поражение центральной нервной системы, почек и печени. Ртуть или ее пары могут быть опасными для здоровья и оказывать коррозионное воздействие на материалы. При использовании ртути и ртутьсодержащих продуктов необходимо принимать специальные меры предосторожности. Дополнительная информация приведена в сертификате безопасности материала (MSDS) и на сайте Управления по охране окружающей среды (ЕРА) в сети Интернет - http://www.epa.gov/mercury/faq.htm. Пользователи должны учитывать, что продажа ртути и/или ртутьсодержащих продуктов может быть запрещена законодательством.

1.5 В настоящем стандарте не предусмотрено рассмотрение всех вопросов обеспечения безопасности. Пользователь настоящего стандарта несет ответственность за установление соответствующих правил по технике безопасности и охране труда, а также определяет целесообразность применения законодательных ограничений перед его использованием. Особые меры по технике безопасности приведены в 6.4; 7.4 и 9.1.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).

2.1 Стандарты ASTM

_______________

Ссылки на стандарты ASTM можно уточнить на сайте ASTM website, www.astm.org или в службе поддержки клиентов ASTM service@astm.org, а также в информационном томе ежегодного сборника стандартов ASTM (Website standard's Document Summary).


ASTM D 1655, Specification for aviation turbine fuels (Спецификация на авиационные турбинные топлива)

ASTM D 4057, Practice for manual sampling of petroleum and petroleum products (Практика по ручному отбору проб нефти и нефтепродуктов)

ASTM Е 1, Specification for ASTM liquid-in-glass thermometers (Спецификация на стеклянные жидкостные термометры ASTM)

ASTM Е 29, Practice for using significant digits in test data to determine conformance with specifications (Практика по использованию значащих цифр в результатах испытаний при определении соответствия спецификации)

2.2 Стандарты Энергетического института

IP, Standards methods for analysis and testing of petroleum products (Стандартные методы анализа и испытания нефтепродуктов)

IP, 540 Determination of the existent gum content of aviation turbine fuel - Jet evaporation method (Определение содержания фактических смол в авиационных турбинных топливах. Метод выпаривания струей)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 Определение терминов, используемых в настоящем стандарте:

3.1.1 фактические смолы (existent gum): Остаток от выпаривания авиационных топлив без какой-либо дальнейшей обработки.

3.2 Для неавиационных топлив применяют следующие определения:

3.3 промытые смолы (solvent washed gum content): Остаток, образующийся после промывания гептаном непромытых смол (3.4) и удаления промывочной жидкости.

3.3.1 Пояснение

Для автомобильного бензина или неавиационного бензина промытые растворителем смолы ранее относили к фактическим смолам.

3.4 непромытые смолы (unwashed gum content): Остаток от выпаривания испытуемого продукта или компонента без какой-либо дальнейшей обработки.

     4 Сущность метода

4.1 Выпаривают (50,0±0,5) см авиационного или автомобильного бензина или авиационного турбинного топлива при регулируемой температуре и потоке воздуха (см. таблицу 1).

Для авиационного бензина и авиационного турбинного топлива полученный остаток взвешивают и записывают результат в миллиграммах на 100 см топлива. Для автомобильного бензина взвешивают остаток до и после экстрагирования гептаном, результат записывают в миллиграммах на 100 смтоплива.

Примечание 1 - По ASTM D 1655 допускается определять содержание фактических смол в авиационных турбинных топливах по настоящему стандарту или IP 540, при этом арбитражным является метод испытания по настоящему стандарту. Настоящий метод испытания авиационных турбинных топлив предусматривает использование пара в качестве среды испарения, при испытании авиационных турбинных топлив по IP 540 в качестве среды испарения допускается использовать воздух или пар.


Таблица 1 - Условия проведения испытания

Топливо

Выпаривающая среда

Рабочая температура, °С

бани

гнезда

Авиационный и автомобильный бензин

Воздух

От 160 до 165 включ.

От 150 до 160 включ.

Авиационное турбинное топливо

Пар

От 232 до 246 включ.

От 229 до 235 включ.

     

     5 Назначение и применение

5.1 Необходимость применения метода определения смол в автомобильном бензине не установлена. Установлено, что высокая склонность бензина к образованию смол может привести к образованию отложений в системе всасывания и заеданию впускных клапанов. В большинстве случаев можно предположить, что низкая склонность к образованию смол обеспечивает отсутствие отложений в системе всасывания. Однако пользователь метода должен учитывать, что настоящий метод не устанавливает корреляцию результатов испытаний с образованием отложений в системе всасывания при эксплуатации. Основной целью настоящего метода испытания для автомобильного бензина является измерение массы продуктов окисления, образовавшихся в образце до или во время сравнительно мягких условий проведения испытания. Поскольку многие автомобильные бензины специально смешивают с высококипящими нефтепродуктами или присадками, их удаляют из остатка от выпаривания экстракцией гептаном и таким образом определяют вредные вещества - смолы. Высокое содержание смол в авиационных турбинных топливах указывает на загрязнение топлива высококипящими нефтепродуктами или механическими примесями и на неудовлетворительное выполнение погрузочно-разгрузочных и транспортных операций в системе распределения за пределами предприятия.

     6 Аппаратура

6.1 Весы с точностью взвешивания до 0,0001 г.

6.2 Химические стаканы вместимостью 100 см (см. рисунок 1). Стаканы располагают рядами, их количество в каждом ряду зависит от количества гнезд в бане для выпаривания. Регистрируют в журнале массу каждого маркированного стакана, включая стакан, используемый в качестве тары.

     

1 - фильтр из хлопчатобумажной или стеклянной ваты; 2 - термометр и гнездо для термометра; 3 - термометр или температурный датчик; 4 - подача пара; 5 - расходомер; 6 - фильтр из меди или из нержавеющей стали с размером пор 500-600 мкм; 7 - съемный адаптер; 8 - ловушка для пара; 9 - стакан; 10 - терморегулятор; 11 - цельнометаллический блок

     
Рисунок 1 - Аппарат для определения содержания смол выпариванием струей воздуха



6.3 Герметично закрывающаяся камера типа эксикатора без осушителя для охлаждения стаканов перед взвешиванием.

Примечание 2 - Использование осушителя может привести к ошибочным результатам.

6.4 Баня для выпаривания (Предупреждение - При использовании жидкостной бани температура вспышки жидкости в бане должна быть не менее чем на 30°С выше предполагаемой максимальной температуры бани). В качестве бани можно использовать цельнометаллический блок или жидкостную баню с электроподогревом, конструкция которых должна соответствовать схеме, приведенной на рисунке 1 (можно использовать ранее разработанные модели бань). Баня должна иметь гнезда и форсунки для двух или более стаканов. Расход воздуха/пара не должен отличаться от 1000 см/с более чем на 15% из каждого выпускного отверстия с установленными коническими адаптерами с фильтрами из меди или нержавеющей стали с размером пор 500-600 мкм. При применении жидкостной бани уровень жидкости в ней должен быть на 25 мм ниже верхнего края бани. Температуру бани поддерживают термостатированием или нагреванием соответствующей жидкости.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs