Профессиональные справочные системы для специалистов
медицинской и фармацевтической промышленности

     
     ГОСТ 32401-2013

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТОПЛИВА АВИАЦИОННЫЕ

Метод определения механических примесей

Aviation fuels. Test method for particulate contamination

     

МКС 75.160.20

Дата введения 2015-01-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 31 "Нефтяные топлива и смазочные материалы", Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (ОАО "ВНИИ НП") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 ноября 2013 г. N 44)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

(Поправка*)

________________

* См. ярлык "Примечания".     


4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1873-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32401-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.

5 Настоящий стандарт идентичен стандарту ASTM D 5452-08 "Определение загрязнения в виде частиц в авиационных топливах методом лабораторного фильтрования" ("Standard test method for particulate contamination in aviation fuels by laboratory filtration", IDT).

Стандарт разработан Комитетом ASTM D02 по нефтепродуктам и смазочным материалам и непо- средственную ответственность за метод несет Подкомитет D02.J0.05 "Чистота топлив".

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 ИЗДАНИЕ (август 2019 г.) с Поправкой (ИУС N 7-2015)     


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт распространяется на авиационные турбинные топлива и устанавливает гравиметрический метод определения загрязняющих примесей в виде механических частиц фильтрованием образца топлива.

1.1.1 Образец фильтруют через испытательный и контрольный мембранные фильтры, используя вакуум. Разность массы определяет уровень загрязнения на единицу объема.

1.2 Значения в единицах системы СИ считают стандартными. Значения в скобках приведены только для информации.

1.3 В настоящем стандарте не предусмотрено рассмотрение всех вопросов обеспечения безопасности. Пользователь настоящего стандарта несет ответственность за установление соответствующих правил по технике безопасности и охране труда, а также определяет целесообразность применения законодательных ограничений перед его использованием. Особые меры по технике безопасности приведены в 4.2; 7.3; 7.5; 11.3 и Х1.7.2.

Перед применением настоящего стандарта следует ознакомиться с предупредительной маркировкой, паспортом безопасности на продукцию и технической документацией.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание стандарта, для недатированных - последнее издание (включая любые изменения).

_________________

Ссылки на стандарты ASTM можно уточнить на сайте ASTM website, www.astm.org или в службе поддержки клиентов ASTM service@astm.orq, а также в информационном томе ежегодного сборника стандартов ASTM (Website standard's Document Summary).


ASTM D 56, Test method for flash point by Tag closed cup tester (Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле Тага)

ASTM D 93, Test methods for flash point by Pensky-Martens closed cup tester (Методы определения температуры вспышки в закрытом тигле Пенски-Мартенса)

ASTM D 1193, Specification for reagent water (Спецификация на реактив - воду)

ASTM D 1535, Practice for specifying color by the Munsell system (Практика определения цвета в системе Манселла)

ASTM D 2244, Practice for calculation of color tolerances and color differences from instrumentally measured color coordinates (Практика расчета цветовых допусков и цветовых расхождений, исходя из инструментально измеренных цветовых параметров)

ASTM D 2276, Test method for particulate contaminant in aviation fuel by line sampling (Метод определения загрязнения в виде частиц в авиационных топливах при отборе проб на линии трубопровода)

ASTM D 3828, Test methods for flash point by small scale closed cup tester (Методы определения температуры вспышки в закрытом тигле с малой шкалой)

ASTM D 4306, Practice for aviation fuel sample containers for tests affected by trace contamination (Практика по контейнерам для испытаний образцов авиационных топлив, зависящих от следовых загрязнений)

ASTM D 4865, Guide for generation and dissipation of static electricity in petroleum fuel systems (Руководство по генерации и рассеянию статического электричества в системах нефтяных топлив)

ASTM D 6615, Specification for Jet B wide-cut aviation turbine fuel (Спецификация на авиационное турбинное топливо Jet B широкой фракции)     

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 Определения

3.1.1 соединение (bond): связь двух частей электрической системы с помощью проводки для устранения разности напряжения.

3.1.2 заземление (ground): Электрическое соединение с землей.

3.1.3 мембранный фильтр (membrane filter): пористое изделие с точно контролируемым размером пор, через которые пропускают жидкость для отделения примеси в суспензии.

3.1.3.1 Пояснение

В исследовательском отчете RR:D02-1012 приведена информация по мембранным фильтрам.

________________

Подтверждающие данные (включая список поставщиков) хранятся в штаб-квартире ASTM International и могут быть получены по запросу исследовательского отчета RR:D02-1012.

3.1.4 в виде частиц (particulate): Загрязнение, состоящее из мельчайших отдельных частиц или относящихся к ним включений.

3.1.4.1 Пояснение

Твердые включения обычно состоят из оксидов, силикатов и солей, нерастворимых в топливе.

3.1.5 низкокипящие топлива (volatile fuels): Низкокипящие дистилляты с относительно широким диапазоном кипения.

3.1.5.1 Пояснение

Низкокипящие топлива в ASTM D 6615 обозначены Jet В или сорт military (военный), известный как JP-4. Любое топливо или смесь топлив с температурой вспышки ниже 38°С рассматривают как низкокипящее топливо.

     4 Сущность метода

4.1 Определенный объем топлива фильтруют через предварительно взвешенный испытательный мембранный фильтр и определяют увеличение его массы после промывки и сушки. Также определяют изменение массы контрольного мембранного фильтра, расположенного непосредственно под испытательным мембранным фильтром. Контрольный мембранный фильтр используют для определения влияния топлива на массу мембранного фильтра. Загрязнение в виде частиц определяют по увеличению массы испытательного мембранного фильтра относительно контрольного мембранного фильтра.

4.2 Для обеспечения безопасности при работе перенос низкокипящего топлива из контейнера с образцом в воронку проводят с использованием штатива, приведенного на рисунке 1. Топливо с температурой вспышки выше 38°С (методы испытания по ASTM D 56, ASTM D 93 и ASTM D 3828) переносят из контейнера в воронку. Следует заземлять металлический контейнер с образцом на воронку. (Предупреждение - Низкокипящие топлива, такие как JP-4 и Jet В, или топливные смеси с температурой вспышки ниже 38°С воспламеняются от электростатических разрядов при протекании через мембранные фильтры).          

4.3 В приложении Х2 приведены меры предосторожности, исключающие образование статического разряда при фильтровании топлива через мембранные фильтры.


1 - толстостенная колба; 2 - лабораторное заземление (обычное); 3 - к вакуумному насосу; 4 - раздаточная пробка; 5 - раздаточный колпачок с резьбой; 6 - контейнер для образца; 7 - фильтрующая воронка; 8 - провод заземления; 9 - уплотняющий материал между трубкой, шлангом и проводом; 10 - резиновый вакуумный шланг; 11 - стопорное кольцо; 12 - основание мембранного фильтра; 13 - штатив; 14 - приемная колба

Рисунок 1 - Аппарат для определения общего загрязнения



     5 Назначение и применение

5.1 Настоящий метод испытания обеспечивает гравиметрическое измерение механических примесей в виде частиц в образце авиационного турбинного топлива, представленного в лабораторию для оценки. Для предотвращения закупорки фильтров и других проблем при эксплуатации содержание механических примесей должно быть минимальным. Несмотря на то, что допустимые уровни содержания механических примесей для всех точек систем распределения топлива не установлены, измерение общего содержания механических примесей обычно представляет большой интерес.

     6 Аппаратура

6.1 Аналитические весы с одной или двумя чашками, обеспечивающие среднеквадратическое отклонение точности взвешивания не более 0,07 мг.

6.2 Термостат статического типа с естественной циркуляцией, обеспечивающий поддержание температуры (90±5)°С.

6.3 Чашки Петри диаметром примерно 125 мм со съемными стеклянными подставками для мембранных фильтров.

6.4 Пинцеты с ровными плоскими неострыми концами.

6.5 Вакуумная система.

6.6 Испытательные плоские мембранные фильтры диаметром 47 мм с номинальным размером пор 0,8 мкм (примечание 1).

6.7 Контрольные мембранные фильтры диаметром 47 мм с номинальным размером пор 0,8 мкм (альтернативно можно использовать решетчатые контрольные мембранные фильтры).