Условия испытаний цепных пил
А.1 Требования к цепным пилам и деревянному брусу, применяемому при испытаниях
Измерения выполняют для пилы с цепью и шиной, рекомендованными изготовителем. Минимальная длина направляющей шины должна обеспечить соблюдение размеров, указанных на рисунке А.1. Двигатель и пилу перед испытаниями обкатывают в соответствии с рекомендациями изготовителя. Двигатель должен быть прогрет до рабочей температуры до начала испытаний.
1 - микрофон (для измерений на рабочем месте оператора); 2 - нагрузочное устройство; 3 - толщина шины; 4 - плоскость, проходящая через плоскость симметрии шины; 5 - устройство крепления пилы; 6 - ось симметрии шины; 7 - задняя рукоятка
Рисунок А.1 - Испытательная установка для цепных пил
Карбюратор регулируют по инструкции изготовителя.
Пильный аппарат смазывают по рекомендации изготовителя. Частоту вращения двигателя при всех режимах работы выдерживают постоянной с точностью ±3,5 об/с.
Изменения первоначальной регулировки не допускаются.
Деревянный брус в форме параллелепипеда, применяемый при испытаниях, устанавливают на козлах так, чтобы его ось была на высоте (600±10) мм над землей (рисунок А.1).
Размер бруса вдоль направляющей шины пилы должен быть (200±10) мм, высота - (400±50) мм. Брус имеет щель шириной (40±2) мм и глубиной (260±10) мм.
А.2 Установка и ориентация цепной пилы
А.2.1 Общие положения
Пилу устанавливают так, чтобы ее ось была горизонтальна (рисунок А.1). Пильный аппарат не должен касаться бруса. Цепь должна быть на (15±5) мм выше дна щели. Расстояние между острием зубчатого упора и задним торцом бруса должно быть (10±5) мм. На конце шины устанавливают водяной тормоз (или аналогичное нагрузочное устройство), способный поглощать энергию пилы. Если применяют водяной тормоз, то число оборотов двигателя регулируют изменением расхода воды. Масса, форма или конструкция нагрузочного устройства не должна влиять на шум пилы. В приложении С приведен пример водяного тормоза.
А.2.2 Измерение корректированного по уровня звуковой мощности
При измерениях верхняя кромка шины должна быть выше оси и направлена вдоль нее, а передняя рукоятка пилы расположена на вертикали, проходящей через центр измерительной полусферы.
Пилу устанавливают в устройство крепления, как показано на рисунке А.1. Для крепления применяют захваты, не отражающие звук. Рекомендуется эластичное крепление, чтобы избежать структурных резонансов.
А.2.3 Измерение уровня звука излучения
При измерениях микрофон располагают на высоте (700±10) мм над вершиной передней рукоятки и на вертикали, проходящей посередине расстояния между зубчатым упором и внешней кромкой задней рукоятки. Микрофон должен находиться в плоскости шины (рисунок А.1).
А.3 Методика испытаний
А.3.1 Общие положения
Измерения шума проводят в зависимости от объема двигателя (А.5.1) на двух или трех режимах работы: на холостом ходу и при полной нагрузке или на холостом ходу, при полной нагрузке и при разгоне.
a) Выполняют по меньшей мере четыре измерения с короткими перерывами и существенным изменением частоты вращения перед каждым измерением. Отделяют каждое измерение на холостом ходу коротким разгоном. При измерениях при разгоне каждое измерение отделяют коротким периодом работы на холостом ходу. Перед следующим измерением частоту вращения устанавливают постоянной. Должно быть выполнено не менее четырех измерений шума на интервалах времени с суммарной продолжительностью не менее 20 с.
Продолжительность измерений для снятия отсчета должна быть не менее 2 с, в течение которых частота вращения двигателя не должна изменяться более чем на ±3,5 об/с.
Примечание - Измерения на холостом ходу, при полной нагрузке и при разгоне можно проводить в любой последовательности.
b) Размах измеренных значений при каждом режиме работы должен быть не более 2 дБА. В противном случае повторяют измерения до тех пор, пока четыре последовательных отсчета будут отличаться не более чем на 2 дБА. За результат измерений в каждой точке принимают среднее арифметическое значение четырех отсчетов.