Действующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

     
     ГОСТ 32410-2013

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КРЭШ-СИСТЕМЫ АВАРИЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ДЛЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

Технические требования и методы контроля

Emergency crash-systems railway rolling stock for passenger transportations. Technical requirements and methods of control

     
МКС 45.060

Дата введения 2014-07-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ") и Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (ОАО "ВНИКТИ")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 5 ноября 2013 г. N 61-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 декабря 2013 г. N 2202-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32410-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2014 г.

5 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений европейского регионального стандарта ЕН 15227:2008+А1:2010* "Железнодорожный транспорт. Требования к ударным нагрузкам кузовов вагонов (EN 15227:2008+А1:2010 "Railway applications. Crashworthiness requirements for railway vehicle bodies", NEQ)

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

6 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" и "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта"

7 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

8 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Декабрь 2016 г.


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)


Введение


Настоящий стандарт соответствует европейскому стандарту EN 15227:2008+А1:2010, используя с ним одинаковые базовые принципы обеспечения пассивной безопасности железнодорожного подвижного состава для пассажирских перевозок, основанные на применении аварийных крэш-систем для ограничения при аварийном столкновении продольных ускорений единиц подвижного состава и усилий на их конструкцию.

Требования настоящего стандарта не являются эквивалентными требованиям европейского стандарта EN 15227:2008+А1:2010, что обусловлено различиями в конструкции железнодорожного подвижного состава и в статистике аварийных столкновений на железных дорогах Содружества Независимых Государств и государств Европейского Союза.

Настоящий стандарт устанавливает минимальные требования к пассивной безопасности железнодорожного подвижного состава для пассажирских перевозок. При этом не ограничивается право производителей на добровольной основе устанавливать дополнительные или более строгие требования к пассивной безопасности подвижного состава.

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт распространяется на аварийные крэш-системы (далее - крэш-системы), применяемые на железнодорожном подвижном составе (далее - подвижной состав) для пассажирских перевозок, и устанавливает к крэш-системам технические требования и методы контроля.

1.2 Настоящий стандарт устанавливает требования к крэш-системам следующего подвижного состава:

- пассажирские локомотивы;

- моторвагонный подвижной состав;

- пассажирские вагоны локомотивной тяги (далее - пассажирские вагоны).

1.3 Настоящий стандарт не устанавливает требования к крэш-системам грузовых и маневровых локомотивов, грузовых вагонов, специального подвижного состава.

1.4 Настоящий стандарт устанавливает требования к крэш-системе при аварийных столкновениях подвижного состава, оснащенного этой системой, с препятствием на пути следования с целью снижения риска травмирования пассажиров и обслуживающего персонала поезда (далее - персонал поезда).

Настоящий стандарт не устанавливает требования к крэш-системе при сходе подвижного состава с рельсов (и при других авариях, причиной которых не является аварийное столкновение подвижного состава с препятствием, расположенным на пути следования).

1.5 Настоящий стандарт не устанавливает требования к крэш-системе для защиты лиц и объектов вне подвижного состава.

1.6 Настоящий стандарт устанавливает требования к крэш-системам вновь проектируемого подвижного состава.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 8.401-80 Государственная система обеспечения единства измерений. Классы точности средств измерений. Общие требования

ГОСТ 3475-81 Устройство автосцепное подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Установочные размеры

ГОСТ 14014-91 Приборы и преобразователи измерительные цифровые напряжения, тока, сопротивления. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ 19876-81 Мосты постоянного тока измерительные цифровые. Общие технические условия

ГОСТ 21447-75 Контур зацепления автосцепки. Размеры

ГОСТ 30012.1-2002 Приборы аналоговые показывающие электроизмерительные прямого действия и вспомогательные части к ним. Часть 1. Определения и основные требования, общие для всех частей

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аварийное столкновение: Столкновение железнодорожного подвижного состава с препятствием на пути следования (вследствие нарушения установленных правил движения, внезапных отказов, явлений непреодолимой силы), при котором возможны повреждения железнодорожного подвижного состава и существует угроза жизни и здоровью пассажиров и персонала поезда.

3.2 препятствие: Объект на пути следования железнодорожного подвижного состава, создающий угрозу аварийного столкновения.

3.3 система активной безопасности: Совокупность технических средств и организационных мероприятий, направленных на предотвращение аварийных столкновений железнодорожного подвижного состава.

3.4 пассивная безопасность: Качество конструкции железнодорожного подвижного состава, характеризующее снижение рисков для пассажиров и персонала поезда при аварийных столкновениях и других аварийных ситуациях, которые не удалось предотвратить с помощью системы активной безопасности.

3.5 система пассивной безопасности: Совокупность специальных устройств и технических решений в конструкции железнодорожного подвижного состава для повышения пассивной безопасности (снижения рисков для пассажиров и персонала поезда) в случае аварийного столкновения.

3.6 сценарий столкновения: Расчетный случай аварийного столкновения, при котором выполняется проверка требований к аварийной крэш-системе, характеризуемый совокупностью условий столкновения (значениями масс, начальных скоростей и другими параметрами объектов столкновения).

3.7 локомотив: Железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения передвижения по железнодорожным путям поездов или отдельных вагонов.

3.8 моторвагонный подвижной состав: Моторные и немоторные вагоны, из которых формируются электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, дизель-электропоезда, электромотрисы, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почты.

3.9 пассажирские вагоны: Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почтовых отправлений, такие, как почтовые, багажные, вагоны-рестораны, служебно-технические, служебные, клубы, санитарные, испытательные и измерительные лаборатории, специальные вагоны пассажирского типа.

3.10 поезд: Сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы, а также отправляемые на перегон и находящиеся на перегоне локомотивы без вагонов и специальный самоходный железнодорожный подвижной состав.

3.11 эталонный состав поезда: Состав поезда в комплектации, используемой для расчетного контроля выполнения требований к аварийной крэш-системе при столкновениях, соответствующих установленным сценариям столкновений.

3.12 устройство поглощения энергии: Устройство железнодорожного подвижного состава, предназначенное для поглощения кинетической энергии объектов аварийного столкновения (преобразования ее в другие виды энергии) за счет контролируемой необратимой деформации его конструкции, задействованное только при аварийном столкновении подвижного состава с препятствием, не являющееся частью несущей конструкции кузова.

Примечание - К устройствам поглощения энергии отнесены деформирующиеся необратимо при аварийном столкновении съемные модульные конструкции, сконструированные специально для поглощения значительного количества кинетической энергии объектов аварийного столкновения, а также элементы сцепных (автосцепных) устройств с механизмом необратимого поглощения кинетической энергии объектов аварийного столкновения.

3.13 аварийная крэш-система: Устройство железнодорожного подвижного состава, направленное на снижение риска травмирования пассажиров и обслуживающего персонала поезда (в случае аварийного столкновения железнодорожного подвижного состава с препятствием) путем уменьшения ускорений единиц железнодорожного подвижного состава при аварийном столкновении за счет поглощения кинетической энергии объектов аварийного столкновения с помощью контролируемой необратимой деформации конструкций, не являющихся элементами несущей конструкции кузова.

3.14 диаграмма деформирования устройства поглощения энергии: График зависимости изменения линейных размеров устройства поглощения энергии (по оси приложения силы) от величины приложенной к устройству осевой силы.

3.15 рабочий участок диаграммы деформирования устройства поглощения энергии: Участок диаграммы деформирования устройства поглощения энергии на оси изменения линейных размеров устройства от начала его деформаций до уровня деформаций, когда дальнейшее, даже относительно малое изменение его линейных размеров возможно только при резком возрастании осевой силы, приложенной к устройству.

3.16 остаточная деформация: Деформация устройства поглощения энергии или несущей конструкции кузова, появившаяся вследствие действия механической нагрузки и сохранившаяся после ее снятия.

3.17 энергоемкость устройства поглощения энергии: Количество механической энергии, затраченное на максимальное, предусмотренное конструкцией, необратимое деформирование устройства поглощения энергии.

3.18

натурные испытания: Испытания объекта в условиях, соответствующих условиям его использования по прямому назначению с непосредственным оцениванием или контролем определяемых характеристик свойств объекта.

[ГОСТ 16504-81, статья 56]

3.19 автономные разрушающие испытания устройства поглощения энергии: Натурные испытания устройства поглощения энергии (без установки его на подвижной состав) с целью экспериментального определения диаграммы деформирования и энергоемкости.

3.20 железнодорожный переезд: Пересечение в одном уровне автомобильной дороги с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия пропуска подвижного состава железнодорожного транспорта и транспортных средств.

3.21 заказчик (железнодорожного подвижного состава): Предприятие или организация, или их объединение, по заявке и договору с которым осуществляются разработка, производство и/или поставка железнодорожного подвижного состава и/или его составных частей.

3.22 разработчик (железнодорожного подвижного состава): Предприятие и/или организация, или объединение, выполняющее опытно-конструкторскую работу для создания или модернизации железнодорожного подвижного состава.

3.23 изготовитель (железнодорожного подвижного состава): Предприятие, организация или объединение, осуществляющее производство железнодорожного подвижного состава и/или его составных частей.