ГОСТ 25256-2013
Группа Г16
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Подшипники качения
ДОПУСКИ
Термины и определения
Rolling bearings. Tolerances. Terms and definitions
ОКС 21.100.20
ОКП 46 000
Дата введения 2015-01-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Инжиниринговый центр ЕПК" (ООО "ИЦ ЕПК")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 307 "Подшипники качения"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 19 мая 2013 г. N 56-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан | AZ | Азстандарт |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдова-Стандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Туркмения | ТМ | Главгосслужба "Туркменстандартлары" |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
Украина | UA | Минэкономразвития Украины |
(Поправка. ИУС N 1-2022), (Поправка. ИУС N 12-2021).
4 Настоящий стандарт соответствует международному стандарту ИСО 1132-1:2000* "Подшипники качения. Допуски. Часть 1. Термины и определения" (ISO 1132-1:2000 "Rolling bearings - Tolerances - Part 1: Terms and definitions").
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Степень соответствия - неэквивалентная (NEQ)
5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2013 г. N 1300-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 25256-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.
6 ВЗАМЕН ГОСТ 25256-82
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
ВНЕСЕНЫ: поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2022 год, введенная в действие с 23.08.2021; поправка, опубликованная в ИУС N 12, 2021 год
Поправки внесены изготовителем базы данных
Введение
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области допусков подшипников качения.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
В стандарте приведены иноязычные эквиваленты стандартизованных терминов на английском (код языка - en), французском (код языка - fr) и немецком (код языка - de) языках.
В стандарте приведен алфавитный указатель терминов на русском языке, а также алфавитные указатели иноязычных эквивалентов на английском, французском и немецком языках.
Настоящий стандарт устанавливает термины, определения и символы обозначения допусков на присоединительные размеры, геометрическую точность, точность вращения, внутренние зазоры подшипников качения, их деталей и отдельных элементов деталей.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации, относящейся к подшипникам качения, входящей в сферу работ по стандартизации и (или) использующей результаты этих работ.
Допускается применение терминов, не установленных настоящим стандартом, отражающих специальные конструктивные особенности подшипников качения, их деталей и элементов, но не противоречащих терминам и определениям настоящего стандарта.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 25346-89 Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Только нижнее отклонение допуска на диаметр отверстия и верхнее отклонение допуска на наружный диаметр распространяются на всю ширину отверстий и наружных поверхностей подшипниковых колец. В других случаях определения диаметра отверстия, наружного диаметра и формы относятся только к поверхностям между фасками колец.
Термин "единичный" применялся в технологии изготовления подшипников качения в течение длительного времени (единичное отверстие, единичный наружный диаметр и т.д.), но он идентичен термину "действительный", используемому в некоторых стандартах и определенному в ГОСТ 25346.
Диаметры, их отклонения и непостоянство относятся к номинально цилиндрическим поверхностям, если иного не оговорено специально.
Непостоянства диаметров и ширин, а также средние диаметры и ширины являются разностью и среднеарифметическими значениями действительных наибольшего и наименьшего единичных размеров, а не допустимых предельных значений единичных размеров. Пояснения, касающиеся допусков на размеры диаметров, приведены в приложении А.
Радиальное и осевое биения собранного подшипника является результатом нескольких отдельных, но сведенных воедино факторов.
Подстрочные знаки в символах обозначений имеют следующее значение:
- а | относится к собранному подшипнику или к внутреннему зазору в осевом направлении; |
- е | относится к наружному кольцу; |
- i | относится к внутреннему кольцу; |
- m | среднеарифметическое значение нескольких измерений; |
- max | наибольшее значение величины; |
- min | наименьшее значение величины; |
- р | плоскость, в которой производят измерение; |
- r | относится к внутреннему зазору в радиальном направлении; |
- s | единичное или действительное измерение; |
- w | относится к телам качения; |
- 1, 2 | цифровое обозначение там, где более чем один диаметр или ширина относятся к кольцу или комплекту |
4.1 ось подшипника: Теоретическая ось вращения подшипника качения. Примечания 1 Для радиального и радиально-упорного подшипника это ось внутреннего кольца, а для упорного и упорно-радиального подшипника - ось тугого кольца. 2 Если внутреннее кольцо отсутствует, то осью подшипника является ось цилиндра, вписанного в комплект тел качения. | en | bearing axis |
fr | axe d'un roulement | |
de | Lagerachse | |
4.2 ось внутреннего (тугого) кольца: Ось цилиндра или конуса, вписанного в цилиндрическое или коническое отверстие внутреннего (тугого) кольца соответственно. | en | inner ring axis |
fr | axe d'une bague | |
de | Achse des Innenringes | |
4.3 ось наружного (свободного) кольца: Ось цилиндра, описанного вокруг наружной цилиндрической поверхности наружного (свободного) кольца, или линия, перпендикулярная к базовому торцу наружного кольца и проходящая через центр сферы, описанной вокруг наружной поверхности этого кольца. | en | outer ring axis |
fr | axe d'une bague | |
de | Achse des | |
4.4 теоретический торец: Точная поверхность торца, определенная чертежом. | en | theoretical face |
4.5 базовый торец кольца: Торец кольца подшипника качения, по отношению к которому задают допуск расположения элемента или определяют отклонение расположения элемента. Примечания 1 Для подшипников, предназначенных для восприятия осевых нагрузок, базовым, как правило, является опорный торец. 2 Базовым торцом для измерения кольца обычно является немаркированный торец. Для симметричных колец, когда невозможно определить базовый торец, принято считать, что допуски относятся к любому торцу. 3 Для подшипников с наружными кольцами, имеющими упорный борт, базовым торцом является опорный торец упорного борта, предназначенный для восприятия осевой нагрузки. | en | reference face of a ring |
fr | face de reference d'une bague | |
de | Bezugsseite eines Ringes | |
4.6 радиальная плоскость: Плоскость, перпендикулярная к оси подшипника, кольца или ролика. Примечание - Для кольца подшипника принято считать, что радиальная плоскость параллельна плоскости, прилегающей к базовому торцу кольца. | en | radial plane |
fr | plan radial | |
de | radiale Ebene | |
4.7 радиальное направление: Направление, пересекающее ось подшипника качения, кольца или ролика и лежащее в радиальной плоскости. | en | radial direction |
fr | direction radiale | |
de | radiale Richtung | |
4.8 осевая плоскость: Плоскость, в которой лежит ось подшипника, кольца или ролика. | en | axial plane |
fr | plan axial | |
de | axiale Ebene | |
4.9 осевое направление: Направление, параллельное оси подшипника, кольца или ролика. Примечание - Для кольца подшипника принято считать, что осевое направление перпендикулярно к плоскости, прилегающей к базовому торцу кольца. | en | axial direction |
fr | direction axiale | |
de | axiale Richtung | |
4.10 единичная плоскость: Любая радиальная или осевая плоскость, в которой могут проводиться измерения. | en | single plane |
fr | plan | |
de | einzelne Ebene | |
4.11 крайняя плоскость кольца: Радиальная плоскость, ограничивающая нормируемый участок и расположенная от торца кольца на расстоянии 1,2 в осевом направлении (для фасок максимальным размером менее 1 мм - на расстоянии 1,5) либо от опорного торца упорного борта на расстоянии 1,2 наибольшего осевого размера галтели или канавки. | en | edge plane of a ring |
4.12 крайняя плоскость ролика: Радиальная плоскость, ограничивающая нормируемый участок и расположенная от торца ролика в осевом направлении на расстоянии, равном удвоенному наибольшему единичному размеру фаски, а у длинных роликов - одной десятой длины ролика. | en | edge plane of a roller |
4.13 центральная плоскость: Плоскость, проходящая через центр сферической поверхности | en | central plane |
4.14 средняя плоскость: Радиальная плоскость, расположенная посередине между торцами кольца или ролика. | en | middle plane |
4.15 прилегающая плоскость: Плоскость, соприкасающаяся с реальной поверхностью и расположенная вне материала детали так, чтобы отклонение от нее наиболее удаленной точки реальной поверхности в пределах нормируемого участка имело минимальное значение. | en | adjacent plane |
4.16 единичный размер: Любое отдельное расстояние, измеренное между любыми двумя противоположными точками. Примечание - Этот параметр рассматривается также как "локальный действительный размер", например, диаметр, ширина и т.д. (см. ГОСТ 25346). | en | single dimension |
fr | dimension | |
de | ||
4.17 действительный размер: Размер детали, полученный путем измерения (например, диаметр, ширина и т.д.). | en | actual dimension |
fr | dimension | |
de | ||
4.18 номинальный размер: Размер, относительно которого определяют предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений. | en | nominal dimension |
4.19 присоединительный размер подшипника: Размер присоединительной поверхности или расстояние между присоединительными поверхностями. Примечание - К присоединительным размерам относятся диаметр отверстия, наружный диаметр, ширина наружного и внутреннего колец, монтажная высота, размер монтажной фаски. | en | boundary bearing dimension |
4.20 цилиндр: Поверхность вращения, образованная прямой линией, параллельной ее оси. | en | cylinder |
fr | cylinder | |
de | Zylinder | |
4.21 конус: Поверхность вращения, образованная прямой линией, пересекающей ее ось. | en | cone |
fr | cone | |
de | Kegel | |
4.22 контактный диаметр дорожки качения: Диаметр окружности, проходящей через номинальные точки контактов на дорожке качения. Примечание - В роликовых подшипниках номинальными точками контакта считают, как правило, точки дорожки качения, контактирующие с серединой образующей поверхности ролика. | en | raceway contact diameter |
fr | de contact d'un chemin de roulement | |
de | Laufbahn-Kontaktdurchmesser | |
4.23 середина дорожки качения: Точка или линия на поверхности дорожки качения, лежащая посередине между двумя кромками дорожки качения. | en | middle of a raceway |
fr | milieu du chemin de roulement | |
de | Mitte der Laufbahn | |
4.24 нормируемый участок: Участок поверхности или линии, к которому относится допуск. | en | reference area |
4.25 номинальная точка контакта: Точка на поверхности дорожки качения, в которой происходит ее контакт с телами качения при нормальном относительном положении деталей подшипника. | en | nominal contact point |
4.26 допуск размера: Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или алгебраическая разность между верхним и нижним отклонениями. | en | size tolerance |
4.27 приемочный допуск: Допуск, установленный для приемочного контроля подшипников. | en | accepting tolerance |
4.28 производственный допуск: Допуск, установленный для операционного контроля подшипников и их деталей. | en | manufacturing tolerance |
4.29 отклонение: Алгебраическая разность между размером (действительным, предельным и т.д.) и соответствующим номинальным размером. | en | deviation |
4.30 предельное отклонение: Алгебраическая разность между предельным и номинальным размерами. Примечание - Различают верхнее и нижнее предельные отклонения. | en | deviation limit |
4.31 реальный профиль: Профиль реальной поверхности. | en | real profile |
4.32 реальная поверхность: Поверхность, ограничивающая деталь и отделяющая ее от окружающей среды. | en | real surface |
4.33 присоединительная поверхность: Поверхность простой геометрической формы, ограничивающая подшипник. Примечание - К присоединительным поверхностям относятся наружная поверхность наружного, свободного и тугого колец, внутренняя поверхность внутреннего, свободного и тугого колец, торец и монтажная фаска. | en | boundary surface |
4.34 угол контакта: Угол между радиальной плоскостью и линией действия силы, являющейся результирующей сил, передаваемых кольцом подшипника на тело качения. | en | contact angle |
4.35 образцовый внутренний подузел: Подузел, состоящий из внутреннего кольца конического подшипника, конических роликов и сепаратора, образующий в сборе с образцовым наружным кольцом номинальную монтажную высоту роликового конического подшипника. | en | master inner subunit |
4.36 образцовое наружное кольцо: Наружное кольцо конического подшипника с номинальными диаметром дорожки качения, углом контакта и шириной упорного борта (при наличии). | en | master outer ring |