ГОСТ 25256-82
(СТ СЭВ 1472-78)
Группа Г16
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ. ДОПУСКИ
Термины и определения
Rolling bearings. Tolerances.
Terms and definitions
ОКП 46 0000
Дата введения 1983-07-01
РАЗРАБОТАН Министерством автомобильной промышленности
ИСПОЛНИТЕЛИ
С.А.Доброборский (руководитель темы), Э.П.Савенок, А.М.Санько
ВНЕСЕН Министерством автомобильной промышленности
Зам. министра В.П.Коломников
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 12 мая 1982 г. N 1892
Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке и технике термины и определения основных понятий в области допусков на подшипники качения, их детали и отдельные элементы.
Термины и определения, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.
Допускается применение терминов, не установленных стандартом, отражающих специальные конструктивные особенности подшипников, их деталей и элементов, но не противоречащих терминам и определениям настоящего стандарта.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина не допускается.
Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 1472-78.
В стандарте приведен алфавитный указатель содержащихся в нем терминов.
Термин | Определение | |
1. ОБЩИЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ | ||
1.1. | Допуск | Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или абсолютное значение алгебраической разности между верхним и нижним отклонениями |
1.2. | Приемочный допуск* | Допуск, установленный для приемочного контроля подшипников |
1.3. | Производственный* допуск | Допуск, установленный для операционного контроля подшипников и их деталей |
_______________ * См. приложение | ||
1.4. | Отклонение | Алгебраическая разность между размером (действительным, предельным и т.д.) и соответствующим номинальным размером |
1.5. | Предельное отклонение | Алгебраическая разность между предельным и номинальным размерами. Различают верхнее и нижнее отклонения |
1.6. | Номинальный размер | Размер, относительно которого определяют предельные размеры и который служит также началом отсчета отклонений |
1.7. | Прилегающая окружность | Окружность минимального диаметра, описанная вокруг реального профиля наружной поверхности вращения, или окружность максимального диаметра, вписанная в реальный профиль внутренней поверхности |
1.8. | Прилегающий цилиндр | |
1.9. | Реальная поверхность | Поверхность, ограничивающая деталь и отделяющая ее от окружающей среды |
1.10. | Реальный профиль | Профиль реальной поверхности |
1.11. | Базовый торец | Торец подшипника качения, по отношению к которому задают допуск расположения или определяют отклонение расположения |
1.12. | Ось внутреннего (для упорного подшипника - тугого) кольца подшипника | Ось цилиндра, прилегающего к отверстию внутреннего (тугого) кольца подшипника |
1.13. | Ось наружного (для упорного подшипника - свободного) кольца подшипника | Ось цилиндра, прилегающего к наружной поверхности наружного (свободного) кольца подшипника |
1.14. | Ось подшипника | Ось внутреннего (тугого) кольца подшипника или цилиндра, вписанного в комплект тел качения. |
|
| Примечание. Если внутреннее кольцо отсутствует, то осью подшипника является ось цилиндра, вписанного в комплект тел качения |
1.15. | Осевая плоскость | Плоскость, в которой лежит ось подшипника или кольца |
1.16. | Осевое направление | Направление, параллельное оси подшипника или кольца |
1.17. | Радиальная плоскость | Плоскость, перпендикулярная к оси подшипника качения или кольца |
1.18. | Радиальное направление | Направление, пересекающее ось подшипника качения или кольца в радиальной плоскости |
1.19. | Центральные плоскости | Плоскости, проходящие через центр сферической поверхности |
1.20. | Среднее сечение | Сечение радиальной плоскостью, расположенное на половине ширины кольца подшипника или длины ролика |
1.21. | Нормируемый участок | Участок поверхности или линии, к которому относится допуск или отклонение формы или расположения элемента |
1.22. | Крайнее сечение кольца или ролика | Сечение радиальной плоскостью, ограничивающее нормируемый участок и расположенное от торца кольца или ролика на расстоянии, равном удвоенной координате фаски, а у длинных роликов - одной десятой длины |
1.23. | Единичное сечение | Сечение радиальной плоскостью, расположенное в любом месте нормируемого участка |
1.24. | Середина дорожки качения | Точка или линия на поверхности дорожки качения, лежащая на половине расстояния между кромками дорожки качения |
1.25. | Диаметр конического отверстия | Диаметр окружности сечения конуса радиальной плоскостью, касательной к широкому торцу внутреннего кольца подшипника |
1.26. | Единичный диаметр отверстия (наружной цилиндрической поверхности) | Расстояние между двумя произвольно расположенными в радиальной плоскости параллельными линиями, касательными к контуру единичного сечения отверстия (наружной цилиндрической поверхности) |
1.27. | Средний диаметр цилиндрического отверстия (наружной цилиндрической поверхности) | Среднее арифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров цилиндрического отверстия (наружной цилиндрической поверхности) в двух крайних сечениях |
| ||
| | |
1.28. | Средний диаметр отверстия (наружной цилиндрической поверхности) в единичном сечении | Среднее арифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров отверстия (наружной цилиндрической поверхности) в одном и том же единичном сечении |
1.29. | Единичная ширина кольца | Расстояние между двумя точками торцев кольца, лежащими на одной прямой, параллельной оси кольца |
1.30. | Средняя ширина кольца | Среднее арифметическое значение наибольшей и наименьшей единичных ширин кольца |
| ||
| | |
1.31. | Единичная монтажная высота радиально-упорного (высота упорного) подшипника |
|
1.32. | Единичный диаметр тела качения | Расстояние между двумя произвольно расположенными в радиальной плоскости параллельными линиями, касательными к контуру единичного сечения тела качения. |
| Примечание. У шарика единичный диаметр измеряют в сечении центральной плоскостью. | |
1.33. | Средний диаметр тела качения | Среднее арифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров тела качения |
| ||
1.34. | Средний диаметр тела качения в единичном сечении | Среднее арифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров в единичном сечении тела качения |
1.35. | Единичная длина ролика | Расстояние между двумя точками торцев в пределах нормируемого участка, лежащими на одной прямой, параллельной оси ролика |
1.36. | Средняя длина ролика | Среднее арифметическое значение наибольшей и наименьшей единичных длин ролика |
| ||
2. ОТКЛОНЕНИЯ РАЗМЕРОВ
| ||
2.1. Отклонения размеров отверстия внутреннего кольца | ||
2.1.1. | Отклонение единичного диаметра отверстия | Алгебраическая разность между единичным и номинальным диаметрами отверстия |
| ||
2.1.2. | Отклонение среднего диаметра цилиндрического отверстия | Алгебраическая разность между средним и номинальным диаметрами цилиндрического отверстия |
2.1.3. | Отклонение среднего диаметра отверстия в единичном сечении | Алгебраическая разность между средним диаметром отверстия в единичном сечении и номинальным диаметром отверстия |
2.1.4. | Отклонение угла конуса конического отверстия | Разность между отклонениями средних диаметров конического отверстия, измеренных в крайних сечениях |
2.2. Отклонения размеров наружной цилиндрической поверхности наружного кольца | ||
2.2.1. | Отклонение единичного диаметра наружной цилиндрической поверхности | Алгебраическая разность между единичным и номинальным диаметрами наружной цилиндрической поверхности |
2.2.2. | Отклонение среднего диаметра наружной цилиндрической поверхности | Алгебраическая разность между средним и номинальным диаметрами наружной цилиндрической поверхности |
2.2.3. | Отклонение среднего диаметра наружной цилиндрической поверхности в единичном сечении | Алгебраическая разность между средним диаметром наружной цилиндрической поверхности в единичном сечении и номинальным диаметром наружной цилиндрической поверхности |
| ||
2.3.1. | Отклонение единичной ширины кольца | Алгебраическая разность между единичной и номинальной ширинами кольца |
2.3.2. | Отклонение монтажной высоты радиально-упорного (высоты упорного) подшипника | Алгебраическая разность между измеренной и номинальной высотами подшипника |
2.4. Отклонения размеров тел качения | ||
2.4.1. | Отклонение единичного диаметра тела качения | Алгебраическая разность между единичным и номинальным диаметрами тела качения |
2.4.2. | Отклонение среднего диаметра тела качения | Алгебраическая разность между средним и номинальным диаметрами тела качения |
2.4.3. | Разноразмерность тел качения по диаметру | Разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами тел качения в партии |
2.4.4. | Предельная разноразмерность тел качения по диаметру (длине) | Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами (длинами) тел качений в партии |
2.4.5. | Отклонение единичной длины ролика | Алгебраическая разность между единичной и номинальной длинами ролика |
2.4.6. | Разноразмерность роликов по длине | Разность между наибольшей и наименьшей средними длинами роликов в партии |
3. ОТКЛОНЕНИЯ ФОРМЫ ДЕТАЛЕЙ ПОДШИПНИКА | ||
3.1. | Непостоянство среднего диаметра цилиндрического отверстия
| Разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами единичных сечений цилиндрического отверстия кольца . |
| Примечание. Частным случаем непостоянства среднего диаметра цилиндрического отверстия является конусообразность, определяемая как разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами отверстия в крайних сечениях | |
3.2. | Непостоянство единичного диаметра отверстия в единичном сечении | Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами отверстия в единичном сечении |
3.3. | Непостоянство среднего диаметра наружной цилиндрической поверхности | Разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами единичных сечений наружной цилиндрической поверхности кольца . |
| Примечание. Частным случаем непостоянства среднего диаметра наружной цилиндрической поверхности является конусообразность, определяемая как разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами наружной цилиндрической поверхности в крайних сечениях | |
3.4. | Непостоянство единичного диаметра наружной цилиндрической поверхности в единичном сечении | Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами наружной цилиндрической поверхности в единичном сечении |
|
| |
3.5. | Отклонение от круглости | Наибольшее расстояние от точек реального профиля до прилегающей окружности |
3.6. | Непостоянство единичной ширины кольца | Разность между наибольшей и наименьшей единичными ширинами кольца |
3.7. | Непостоянство единичного диаметра тела качения | Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами одного и того же тела качения |
3.8. | Непостоянство среднего диаметра ролика | Разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами единичных сечений ролика |
| Примечание. Частным случаем непостоянства среднего диаметра ролика является конусообразность, определяемая как разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами ролика в крайних сечениях | |
3.9. | Бочкообразность ролика | Отклонение профиля продольного сечения, при котором образующие непрямолинейны и диаметры увеличиваются от краев к середине сечения |
3.10. | Выпуклость торца ролика | Отклонение от прямолинейности, при котором удаление точек реального профиля от прилегающей прямой уменьшается от краев к середине |
3.11. | Отклонение от формы сферической | Наибольшее расстояние в радиальном направлении между точками реальной поверхности и сферы, расположенной вне материала и описанной или вписанной в эту поверхность |
|
| |
3.12. | Непостоянство единичного диаметра ролика в единичном сечении | Разность наибольшего и наименьшего единичных диаметров в единичном сечении |
4. СУММАРНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ ФОРМЫ И РАСПОЛОЖЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ | ||
4.1. | Разностенность по дорожке качения внутреннего кольца | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от середины дорожки качения внутреннего кольца до внутренней поверхности |
4.2. | Разностенность по дорожке качения наружного кольца | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от середины дорожки качения наружного кольца до наружной поверхности |
4.3. | Осевое биение дорожки качения внутреннего (наружного) кольца подшипника (непараллельность дорожки качения внутреннего (наружного) кольца радиального шарикового подшипника базовому торцу) | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от точек реального профиля середины дорожки качения до плоскости, прилегающей к базовому торцу кольца |
|
| |
4.4. | Торцевое биение базового торца | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от базового торца до радиальной плоскости на расстоянии в радиальном направлении от оси кольца, равном половине диаметра дорожки качения внутреннего кольца |
4.5. | Неперпендикулярность оси наружной цилиндрической поверхности кольца относительно базового торца |
|
4.6. | Осевое биение (непараллельность) дорожки качения свободного (тугого) кольца упорного подшипника относительно базового торца | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от точек реального профиля середины дорожки качения до плоскости, прилегающей к базовому торцу свободного (тугого) кольца |
4.7. | Торцевое биение ролика | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями от точек реального профиля торцевой поверхности до плоскости, перпендикулярной к базовой оси |
| Примечание. Торцевое биение определяют в сечении торцевой плоскости цилиндром заданного диаметра, соосным с базовой осью, а если диаметр не задан, то в сечении любого (в том числе и наибольшего) диаметра торцевой поверхности | |
| ||
5.1. | Радиальное биение внутреннего кольца собранного радиального (радиально-упорного подшипника) | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от неподвижной точки на наружной цилиндрической поверхности подшипника до отверстия при вращении внутреннего кольца. |
|
| Примечание. Дорожки качения колец находятся в контакте с телами качения в направлении указанной неподвижной точки, а плоскости, проходящие через середины дорожек качения внутреннего и наружного колец, приблизительно параллельны друг другу |
5.2. | Радиальное биение наружного кольца собранного радиального (радиально-упорного) подшипника | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от неподвижной точки на оси отверстия подшипника до наружной цилиндрической поверхности при вращении наружного кольца. |
| Примечание. Дорожки качения колец находятся в контакте с телами качения в направлении указанной неподвижной точки, а плоскости, проходящие через середины дорожек качения внутреннего и наружного колец, приблизительно параллельны друг другу | |
5.3. | Осевое биение внутреннего кольца собранного радиального (радиально-упорного) подшипника | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от базового торца внутреннего кольца до точки, неподвижно связанной с наружным кольцом, на расстоянии в радиальном направлении от оси подшипника, равном приблизительно половине диаметра дорожки качения внутреннего кольца при вращении внутреннего кольца. |
| Примечание. Дорожки качения колец (а у конических роликовых подшипников и опорный торец внутреннего кольца) находятся в контакте со всеми телами качения, а плоскости, проходящие через середины дорожек качения внутреннего и наружного колец, приблизительно параллельны друг другу | |
5.4. | Осевое биение наружного кольца собранного радиального (радиально-упорного) подшипника | Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении oт базового торца наружного кольца до точки, неподвижно связанной с внутренним кольцом на расстоянии в радиальном направлении от оси подшипника, равном приблизительно половине диаметра дорожки качения наружного кольца при вращении наружного кольца. |
| Примечание. Дорожки качения колец (а у конических роликовых подшипников и опорный торец внутреннего кольца) находятся в контакте со всеми телами качения, а плоскости, проходящие через середины дорожек качения внутреннего и наружного колец, приблизительно параллельны друг другу | |
6. ЗАЗОРЫ | ||
6.1. | Теоретический радиальный зазор | Разность между средними диаметрами дорожек качения наружного и внутреннего колец, уменьшенная на удвоенный средний диаметр тела качения |
|
| Примечание. У эталонного подшипника ошибки формы не принимаются во внимание и можно считать, что его зазор равен теоретическому зазору |
6.2. | Радиальный зазор ненагруженного подшипника | Среднее арифметическое значение расстояний по радиусу, на которое одно из колец может быть смещено относительно другого из одного эксцентрического крайнего положения в диаметрально противоположное крайнее положение, при различных угловых направлениях и с приложением внешней нагрузки, не вызывающей деформацию. Это значение включает смещение колец в различных угловых положениях относительно колец. |
|
| Примечание. При каждом предельном эксцентрическом положении колец относительно друг друга их относительное осевое положение и положение тел качения относительно дорожек качения должно быть таким, чтобы одно кольцо действительно приняло крайнее эксцентрическое положение относительно другого кольца |
| ||
6.3. | Осевой зазор ненагруженного подшипника | Среднее арифметическое значение смещений вдоль оси подшипника одного из колец относительно другого при различных угловых положениях колец и тел качения с приложением внешней нагрузки, не вызывающей деформацию |
|