Статус документа
Статус документа

     
ГОСТ EN 12965-2012

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства

ВАЛЫ ОТБОРА МОЩНОСТИ (ВОМ), КАРДАННЫЕ ВАЛЫ И ЗАЩИТНЫЕ ОГРАЖДЕНИЯ

Требования безопасности

Tractors and machinery for agriculture and forestry. Power take-off (PTO) drive shafts and their guards. Safety

МКС 65.060.01

Дата введения 2014-07-01

     

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

     Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-производственным республиканским унитарным предприятием "Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации" (БелГИСС) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 284 "Тракторы и машины сельскохозяйственные"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 3 декабря 2012 г. N 54-П )

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2013 г. N 950-ст межгосударственный стандарт ГОСТ EN 12965-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2014 г.

5 Настоящий стандарт идентичен европейскому стандарту EN 12965:2003+А2:2009* "Тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Валы отбора мощности (ВОМ) карданные валы и защитные ограждения. Требования безопасности" ("Tractors and machinery agriculture and forestry. Power take-off (PTO) drive shafts and their guards. Safety", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Европейский стандарт разработан Техническим комитетом по стандартизации CEN/TC 144 "Тракторы, машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства" Европейского комитета по стандартизации (CEN).

Европейский стандарт, на основе которого подготовлен настоящий стандарт, реализует существенные требования безопасности Директивы 98/37/ЕС и Директивы 2006/42/ЕС, приведенные в приложениях ZA и ZB.

Официальные экземпляры европейского стандарта, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, и европейских и международных стандартов, на которые даны ссылки, имеются в Госстандарте Республики Беларусь.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных европейских и международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2020 г.


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

Введение

В соответствии с EN 1070 существует иерархическая структура стандартов в области безопасности:

а) стандарты типа А (основополагающие стандарты по безопасности), содержащие основные концепции, принципы конструирования и общие аспекты, которые могут быть применены к оборудованию всех видов;

   б) стандарты типа В (групповые стандарты по безопасности), относящиеся к одному аспекту безопасности или к одному типу защитного устройства, которые могут быть применены для оборудования широкого диапазона:

- стандарты типа В1 распространяются на определенные аспекты безопасности (например, безопасное расстояние, температура поверхности, шум);

- стандарты типа В2 распространяются на устройства, обеспечивающие безопасность (например, двуручный орган управления, блокирующее устройство);

   в) стандарты типа С (стандарты по безопасности машин), содержащие детальные требования по безопасности отдельных видов машин или группы однородных машин.

Настоящий стандарт представляет собой стандарт типа С по EN 1070.

Устройства и связанные с ними опасности, опасные ситуации и явления, рассматриваемые в настоящем стандарте, приведены в разделе 1 "Область применения" настоящего стандарта.

В случае, если положения настоящего стандарта отличаются от положений стандартов типа А или В, то положения настоящего стандарта имеют преимущество над положениями других стандартов для машин, которые сконструированы и изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта типа С.

Опасности, относящиеся ко всем видам сельскохозяйственных машин (самоходным, навесным, полунавесным, полуприцепным и прицепным), рассматриваются в EN ISO 4254-1.

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности и методы их контроля при конструировании и производстве валов отбора мощности (ВОМ), карданных валов, устанавливаемых для передачи мощности от самоходной машины (или трактора) к агрегатируемой машине, и их защитных ограждений. В настоящем стандарте приведены меры для уменьшения или исключения рисков, которые могут возникнуть при использовании вала отбора мощности. Настоящий стандарт распространяется только на карданные валы и защитные ограждения, которые механически соединяются с валом отбора мощности и имеют не менее двух опор. Кроме того, в настоящем стандарте устанавливается содержание предоставляемой изготовителем информации о безопасных методах выполнения работ, связанных с использованием вала отбора мощности.

Настоящий стандарт не рассматривает:

- защитные кожухи, полностью закрывающие карданный вал, но не связанные с ним механически; так как эти устройства не имеют широкого распространения на рынке, то требования к ним будут включены в настоящий стандарт при следующем пересмотре;

- механические характеристики вала отбора мощности, карданного вала, обгонных и предохранительных муфт (ограничителей крутящего момента);

- общие опасности, рассматриваемые в EN ISO 4254-1 (см. введение);

- экологические требования.

Требования настоящего стандарта распространяются на валы отбора мощности, карданные валы и защитные ограждения, техническое задание на разработку которых утверждено после даты введения настоящего стандарта.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения):

   EN 292-1:1991*, Safety of machinery - Basic concepts, general principles for design - Part 1: Basic terminology, methodology (Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методика)

________________

* Заменены на EN ISO 12100:2010.

EN 292-2:1991*, Safety of machinery - Basic concepts, general principles for design - Part 2: Technical principles and specifcations (including amendment A1:1995) (Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические правила и технические требования)

________________

* Заменены на EN ISO 12100:2010.

EN 294:1992*, Safety of machinery - Safety distances to prevent danger zones being reached by the upper limbs (Безопасность машин. Безопасные расстояния для предохранения верхних конечностей от попадания в опасную зону)

________________

* Заменен на EN ISO 13857:2008.

EN 1070:1998**, Safety of machinery - Terminology (Безопасность оборудования. Термины и определения)

________________

** Отменен.

EN ISO 5674:2009***, Tractors and machinery for agriculture and forestry - Guards for power take-off (PTO) drive-shafts - Strength and wear tests and acceptance criteria (ISO 5674:2004) (Тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства. Ограждения валов отбора мощности (ВОМ). Испытания на износ и прочность и критерии приемки)

________________

*** Действует взамен EN 1152:1994.

   EN ISO 12100:2010, Safety of machinery - General principles for design - Risk assessment and risk reduction (ISO 12100:2010) (Безопасность машин. Общие принципы конструирования. Оценка риска и снижение риска)

________________

Действует взамен EN 292-1:1991 и EN 292-2:1991.


   ISO 5673:1993, Agricultural tractors and machinery - Power take-off drive shafts and position of power-input connection (Тракторы и машины сельскохозяйственные. Валы отбора мощности и соединение приводного вала)

________________

Заменен на ISO 5673-1:2005, ISO 5673-2:2005.


   ISO 11684:1995, Tractors, machinery for agriculture and forestry, powered lawn and garden equipment - Safety signs and hazard pictorials - General principles (Тракторы и машины для сельскохозяйственных работ и лесоводства, механизированное газонное и садовое оборудование. Знаки безопасности и условные изображения опасности. Общие принципы)

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по EN 1070:1998 и ISO 5673:1993, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 удерживающая система (restraining system): Часть защитного ограждения карданного вала, предотвращающая вращение защитного кожуха при вращении карданного вала.

Примечание - См. рисунок 1 а (позиция 14 показана только в качестве примера).     

3.2 широкоугольный универсальный карданный шарнир (wide-angle universal joint): Карданный шарнир равных угловых скоростей, функционирующий при общем угле складывания карданного вала более 50°.

Примечание - См. рисунок 1 b (позиция 9 показана только в качестве примера).


Рисунок 1 а


Рисунок 1 b

1 - вал отбора мощности (ВОМ); 2 - вал приема мощности (ВПМ); 3 - концевая вилка ВОМ; 4 - концевая вилка ВПМ; 5 - головка внутренней вилки универсального карданного шарнира; 6 - универсальный карданный шарнир; 7 - двойная вилка; 8 - головка двойной вилки внешнего карданного шарнира; 9 - широкоугольный универсальный карданный шарнир; 10 - воронка защитного кожуха; 11 - труба защитного кожуха; 12 - подшипник защитного кожуха; 13 - отдельный защитный кожух широкоугольного универсального карданного шарнира; 14 - удерживающая система; 15 - защитный кожух карданного вала; 16 - защитный кожух широкоугольного универсального карданного шарнира

Рисунок 1 - Элементы карданного вала и кожухи

3.3 обгонная муфта (overrun device): Устройство, предназначенное для передачи движения только в одном направлении (от трактора к агрегатируемой машине) (рисунок 2).

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs