Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 55653-2013 Порядок организации и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия. Произведения монументальной живописи. Общие требования (Переиздание)

     10 Организация реставрационного процесса на объекте

10.1 Консервационные и реставрационные работы на произведении монументальной живописи должны проводиться только после завершения предварительных исследований живописи и изучения истории объекта культурного наследия, выполнения фотофиксации и описания состояния живописи до реставрации, утверждения сметной и научно-реставрационной документации, а также только после завершения ремонтно-реставрационных работ и очистки помещений, настилов лесов и подмостей от строительного мусора. Проведение консервации и реставрации живописи в помещениях, где не завершены ремонтно-реставрационные работы, категорически запрещается.

До начала ремонтно-реставрационных работ, а также в процессе этих работ на произведениях монументальной живописи можно выполнять только противоаварийные и профилактические работы.

10.2 При комплексных ремонтно-реставрационных работах и при участии в работах нескольких организаций генподрядчиком должны быть составлены единые ПОР (проект организации работ) и календарный график, в которых предусматривается очередность и правила ведения всех видов ремонтно-реставрационных работ, а также работ, связанных с эксплуатацией объекта культурного наследия.

В ПОР должны быть предусмотрены:

- очередность и порядок проведения реставрационных работ;

- профилактические меры защиты живописи и предметов декоративно-прикладного искусства от возможных повреждений и загрязнений при производстве монтажных и реставрационных работ;

- устройство лесов, подмостей, подъемных приспособлений, подводка освещения на каждое рабочее место;

- устройство мест для складирования и хранения материалов, инвентаря и инструментов, хранения и сушки спецодежды;

- обеспечение объекта водой;

- устройство бытовок, туалетов, мест для сбора мусора и стока грязной воды;

- бесперебойное снабжение материалами, инструментами, инвентарем;

- меры по организации техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности;

- в неотапливаемых помещениях - устройство временного отопления (по необходимости).

10.3 Установка лесов и подмостей для реставрации произведений монументальной живописи должна выполняться в основном по индивидуальным проектам с учетом специфики реставрации монументальной живописи. Рекомендуется располагать настилы и стойки так, чтобы они не закрывали наиболее значительных частей изображения.

Упоры лесов следует устанавливать только на разгранках между композициями или на фоновых частях. Перед установкой упора следует проверить прочность красочного слоя и штукатурки. Между упором и штукатуркой делается мягкая прокладка.

Ширина настилов должна обеспечивать возможность проведения фотофиксации.

Запрещается вносить в помещение и использовать для установки лесов сырую, неошкуренную, зараженную биовредителями древесину.

Запрещается обрабатывать древесину лесов антипиренами рядом с росписями. Такую обработку следует проводить в ином помещении или на улице.

10.4 При работе растворителями и другими токсичными материалами объект должен быть обеспечен вытяжкой и приточной вентиляцией, небьющейся посудой с притертыми пробками для хранения этих материалов. Все работники должны пройти инструктаж по пользованию токсичными материалами.

10.5 Для проведения реставрации настенной живописи в неотапливаемых помещениях в зимнее время возможно устройство временного отопления (при условии если оно рекомендовано специалистами). Отопление следует устанавливать по согласованному с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия проекту, в котором должны быть указания на допускаемые расчетные параметры температуры и влажности воздуха на период реставрации произведения монументальной живописи и эксплуатации временного отопления.

При эксплуатации временной отопительной системы следует руководствоваться следующим:

- в зимнее время отопление должно постоянно обеспечивать рекомендованную проектом температуру как в рабочее, так и в нерабочее время, не допуская больших суточных колебаний;

- включение отопления на объекте должно производиться в осеннее время, до начала промерзания стен и сводов;

- в помещении должны быть установлены приборы для постоянного наблюдения за температурой и влажностью;

- в случае отклонения от установленных проектом норм температуры и влажности необходимо принимать меры к их урегулированию.

10.6 При необходимости проведения реставрации настенной живописи в залах или хранилищах музея при сохраняющейся экспозиции эти работы могут быть начаты только после согласования режима работ с главным хранителем музея.

Должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие защиту всех экспонатов от возможных повреждений и загрязнений.

10.7 На произведении монументальной живописи непосредственным руководителем реставрационных работ является руководитель бригады художников-реставраторов, который несет ответственность за методическую направленность работ.