Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 55531-2013 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы испытаний автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям к качеству громкоговорящей связи в кабине транспортного средства

     6 Условия и порядок проведения испытаний

6.1 Основное оборудование

6.1.1 Для проведения испытаний АС, в части обеспечения качества громкоговорящей связи, используются два интерфейса подключения: акустический интерфейс и радиоинтерфейс поддерживаемой системы подвижной связи.

6.1.2 При подключении к АС по акустическому интерфейсу для имитации ближнего абонента должен использоваться манекен HATS, содержащий в своем составе искусственное ухо и рот, характеристики которого должны соответствовать требованиям [12] как в направлении передачи, так и в направлении приема акустических колебаний.

Примечание - Допускается применение устройств искусственного рта и уха альтернативных HATS, если они не вносят существенной погрешности при проведении акустических измерений по сравнению с применением HATS.

6.1.3 При подключении к АС по радиоинтерфейсу поддерживаемой системы подвижной связи для имитации дальнего абонента должен использоваться системный симулятор, удовлетворяющий всем требованиям используемого в АС стандарта подвижной связи и имеющий калиброванный (в дБм0) электрический вход/выход для аудиосигналов, который используется для подключения испытательной аппаратуры.

6.1.4 Установки системного симулятора должны позволять выбирать тип и скорость речевого кодирования, а также отключать дополнительную обработку речевого сигнала, например DTX - режим прерывистой передачи голосовых данных на основе детектора речевой активности.

6.1.5 Расположение антенн симулятора и АС и уровни радиосигнала должны выбираться так, чтобы отсутствовали потери речевых пакетов в цифровом канале связи в обоих направлениях.

6.1.6 При проведении измерительных тестов, в которых важно исключить дополнительные искажения речевых сигналов, возникающие в сети связи оператора (системном симуляторе) из-за процессов низкоскоростного кодирования речевых и аудиосигналов, для проведения испытаний должен выбираться лучший по качеству кодек из перечня доступных для симулятора и АС и для него должна устанавливаться максимально возможная скорость передачи данных.

Примечание - В большинстве тестов, а также при субъективных испытаниях качества прохождения речевых сигналов, особенно в присутствии акустических шумов, необходимо также проверять все доступные варианты кодеков и скоростей, поддерживаемые системой мобильной связи и АС, так чтобы гарантировать качество работы АС в реальных условиях эксплуатации, независимо от типа используемого кодирования, выбираемого базовой станцией при организации соединения с АС.

6.1.7 Тестовые сигналы на АС должны подаваться и сниматься электрически через системный симулятор и акустически через искусственный рот и ухо, расположенные в голове манекена HATS. Блок-схема испытательной установки для АС изображена на рисунке 1.



Рисунок 1 - Блок-схема установки для испытания автомобильной системы

6.1.8 Испытания микрофонов АС проводятся отдельно от АС в условиях свободного звукового поля (безэховой камеры), с применением контрольного громкоговорителя с низким уровнем искажений, и в кабине ТС, с применением аппарата "искусственный рот". Блок-схема испытательной установки для микрофонов определяется производителем АС, одна из возможных схем изображена на рисунке 2.



Рисунок 2 - Блок-схема испытательной установки для микрофонов

6.1.9 Для питания микрофона следует выбирать стабилизированный источник питания или батареи с пульсациями напряжения не более 0,5 мВ, так чтобы паразитные пульсации на выходе микрофона не превышали 0,5 мВ при нагрузке на сопротивление величиной более 10 кОм.

6.1.10 При проведении испытаний должны быть применены измерительные системы, испытательное оборудование, средства измерений и устройства, приведенные в таблице А.1 (приложение А).

6.2 Имитация внешнего акустического шума

6.2.1 Для имитации акустического шума внутри ТС, окружающего водителя во время движения ТС в реальных условиях эксплуатации, должна использоваться отдельная звуковоспроизводящая установка на основе ПЭВМ с многоканальной звуковой платой, пятиканальным усилителем мощности звуковой частоты, четырьмя широкополосными громкоговорителями и одним низкочастотным громкоговорителем (сабвуфером). Схема размещения тестового оборудования в машине приведена на рисунке 3. Звуковоспроизводящая установка должна воспроизводить записи шумов, сделанные во время движения ТС данного типа. Запись и воспроизведение шумовых сигналов должны осуществляться с учетом требований, приведенных в Б.2 (приложение Б) и [3].



Рисунок 3 - Тестовое оборудование для имитации внешнего акустического шума



6.2.2 Запись акустических шумов внутри салона ТС должна проводиться для различных шумовых сценариев, характерных для эксплуатации ТС данного типа (минимальный набор сценариев приведен в приложении Д).

Запись должна вестись на широкополосный измерительный конденсаторный микрофон, расположенный в точке, близкой к точке размещения микрофона АС с применением цифровой аппаратуры записи с динамическим диапазоном не менее 60 дБ в диапазоне частот не уже 20-16000 Гц. Параллельно записи должен производиться контроль и протоколирование общего УЗД внутри ТС по шумомеру.