ГОСТ 24810-2013
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ
Внутренние зазоры
Rolling bearings. Internal clearances
МКС 21.100.20
Дата введения 2015-01-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Инжиниринговый центр ЕПК" (ООО "ИЦ ЕПК")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 307 "Подшипники качения"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол N 56-П от 19 мая 2013 г.)
За принятие стандарта проголосовали:
Краткое наименование страны | Код страны | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан | AZ | Азстандарт |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Туркмения | ТМ | Главгосслужба "Туркменстандартлары" |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
(Поправка. ИУС N 12-2021).
4 Настоящий стандарт соответствует следующим международным стандартам ISO 5753-1:2009* Rolling bearings - Internal clearance - Part 1: Radial internal clearance for radial bearings (Подшипники качения. Внутренний зазор. Часть 1. Радиальный внутренний зазор радиальных и радиально-упорных подшипников) и ISO 5753-2:2010* Rolling bearings - Internal clearance - Part 2: Axial internal clearance for four-point-contact ball bearings (Подшипники качения. Внутренний зазор. Часть 2. Осевой внутренний зазор шариковых четырехконтактных подшипников).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Степень соответствия - неэквивалентная (NEQ)
5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 октября 2013 г. N 1132-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 24810-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.
6 ВЗАМЕН ГОСТ 24810-81
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
ВНЕСЕНЫ: поправка, опубликованная в ИУС N 9, 2016 год; поправка, опубликованная в ИУС N 12, 2021 год
Поправки внесены изготовителем базы данных
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.04.2021 N 253-ст c 01.06.2021
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 7, 2021
Настоящий стандарт устанавливает условные обозначения групп внутренних зазоров и значения радиального внутреннего зазора для подшипников:
- шариковых радиальных однорядных;
- шариковых радиальных сферических двухрядных;
- роликовых радиальных цилиндрических;
- роликовых радиальных игольчатых;
- роликовых радиальных сферических однорядных;
- роликовых радиальных сферических двухрядных;
- роликовых тороидальных
и значения осевого внутреннего зазора для подшипников:
- шариковых радиально-упорных двухрядных;
- шариковых четырехконтактных.
Настоящий стандарт не распространяется на подшипники:
- шариковые радиальные со съемным наружным кольцом;
- шариковые радиальные однорядные с пазом для вставления шариков;
- шариковые радиально-упорные двухрядные с двумя наружными кольцами;
- роликовые радиальные игольчатые со штампованным наружным кольцом,
а также на подшипники качения, для которых установлены особые значения внутренних зазоров.
Значения радиальных внутренних зазоров, указанные в таблицах 2 и 3, - значения теоретических радиальных внутренних зазоров шариковых радиальных однорядных подшипников.
Примечание - При определении в собранном подшипнике внутренних зазоров, измеренных под воздействием измерительной нагрузки, внутренние зазоры и нагрузки устанавливают по технической документации, утвержденной в установленном порядке.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 3189 Подшипники шариковые и роликовые. Система условных обозначений
ГОСТ 24955 Подшипники качения. Термины и определения
ГОСТ 25256 Подшипники качения. Допуски. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 24955 и ГОСТ 25256, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 бочкообразный ролик (convex roller): Ролик, у которого пересечение наружной поверхности с осевой плоскостью является выпуклой изогнутой линией.
3.2 роликовый радиальный цилиндрический подшипник (radial cylindrical roller bearing): Радиальный подшипник качения с цилиндрическими роликами в качестве тел качения.
3.3 взаимозаменяемое кольцо подшипника (interchangeable bearing ring): Съемное кольцо подшипника, которое можно заменить другим кольцом одноименного подшипника без ухудшения рабочих характеристик подшипника.
3.4 невзаимозаменяемое кольцо подшипника (non-interchangeable bearing ring): Съемное кольцо подшипника, замена которого может привести к ухудшению рабочих характеристик подшипника.
3.5 роликовый тороидальный подшипник (toroidal roller bearing): Радиальный однорядный подшипник с бочкообразными роликами в качестве тел качения и с радиусами дорожек качения наружного и внутреннего колец в осевой плоскости большими, чем половина диаметра дорожки качения наружного кольца.
3.6 шариковый четырехконтактный подшипник (four-point-contact ball bearing): Шариковый радиально-упорный однорядный подшипник, в котором при чисто радиальной нагрузке каждый нагруженный шарик контактирует с каждой из двух дорожек качения в двух точках.
Примечания
1 При чисто осевой нагрузке на подшипник каждый шарик контактирует с каждой дорожкой качения в одной точке.
2 Данный подшипник может применяться как двойной упорно-радиальный подшипник, хотя, как правило, его номинальный угол контакта меньше 45°.
3.7 единичный диаметр дорожки качения внутреннего кольца шарикового радиального подшипника (single raceway diameter of radial contact ball bearing inner ring): Расстояние между двумя параллельными линиями, касательными к линии пересечения действительной поверхности дорожки качения внутреннего кольца радиальной плоскостью в середине дорожки качения.
3.8 единичный диаметр дорожки качения наружного кольца шарикового радиального подшипника (single raceway diameter of radial contact ball bearing outer ring): Расстояние между двумя параллельными линиями, касательными к линии пересечения действительной поверхности дорожки качения наружного кольца радиальной плоскостью в середине дорожки качения.
3.9 средний диаметр шарика (mean ball diameter): Среднеарифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров шарика.
3.10 средний диаметр дорожки качения внутреннего кольца шарикового радиального подшипника (mean raceway diameter of radial contact ball bearing inner ring): Среднеарифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров дорожки качения внутреннего кольца шарикового радиального подшипника.
3.11 средний диаметр дорожки качения наружного кольца шарикового радиального подшипника (mean raceway diameter of radial contact ball bearing outer ring): Среднеарифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров дорожки качения наружного кольца шарикового радиального подшипника.
3.12 радиальный внутренний зазор (radial internal clearance): Среднеарифметическое расстояние в радиальном направлении, на которое одно из колец может быть смещено относительно другого из одного эксцентрического крайнего положения в диаметрально противоположное крайнее положение при различных угловых направлениях и без приложения внешней нагрузки.
Примечания
1 Данное определение применимо при отсутствии преднатяга для подшипника, способного воспринимать чисто радиальную нагрузку.
2 Среднеарифметическое расстояние включает в себя смещения колец в различных угловых положениях относительно друг друга и комплекта тел качения в различных угловых положениях относительно колец.
3 При каждом предельном эксцентрическом положении колец относительно друг друга их относительное осевое положение и положение тел качения относительно дорожек качения должны быть такими, чтобы одно кольцо действительно приняло крайнее эксцентрическое положение относительно другого кольца.
3.13 теоретический радиальный внутренний зазор шарикового радиального однорядного подшипника (theoretical radial internal clearance of single row radial ball bearing): Разность между средними диаметрами дорожек качения наружного и внутреннего колец шарикового радиального однорядного подшипника, уменьшенная на удвоенный средний диаметр шарика.
Примечание - Для образцового подшипника, т.е. подшипника, имеющего незначительные погрешности формы, радиальный внутренний зазор, определенный в статье 3.12, равен теоретическому радиальному внутреннему зазору при условии, что шарики расположены в линии с угловым направлением смещения.