Статус документа
Статус документа

ГОСТ 24028-2013 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Поправкой)

     10 Проведение измерений

10.1 Измерение оптическим методом

Измерение параметров дымности на каждом режиме испытаний двигателя следует проводить не менее трех раз с промежутками между двумя последующими измерениями не более 1 мин.

После каждого измерения следует проверять нулевое положение стрелки индикатора дымности и при необходимости приводить ее в нулевое положение.

Измерения считают действительными, если расхождения между двумя последними показаниями по шкале не превышают 2%, а результаты трех измерений не образуют монотонно убывающей или возрастающей последовательности. Если эти условия не выполняются, то серию измерений следует продолжать до получения трех последовательных показаний, удовлетворяющих поставленным условиям.

За результат измерений принимают среднеарифметическое значение трех показаний.

Давление и температура в дымомере во время испытаний должны соответствовать требованиям 9.4.

При невозможности проведения измерений при базовом (атмосферном) давлении (например, полнопоточным дымомером внутри выпускной системы двигателя и в удалении от ее выходного отверстия) натуральный показатель ослабления светового потока приводят к атмосферному давлению по формуле

,                                                                 (11)


где - измеренное статическое давление в дымовой камере, кПа;

- измеренный [вычисленный по формуле (1)] натуральный показатель ослабления светового потока, м.

Если средняя температура ОГ в дымовой камере отличается от базовой (373 К), то показатель следует привести к указанной температуре по формуле

.                                                             (12)


10.1.1 Расход отработавших газов , л/с, рассчитывают по формуле

,                                                      (13)


где - расход воздуха, кг/с;

- расход топлива, кг/с.

Для приемо-сдаточных испытаний по ГОСТ 10448, при которых не измеряют расход воздуха, следует использовать значение , полученное при периодических испытаниях.

10.2 Измерения фильтрационным методом

10.2.1 Отбор пробы следует проводить в соответствии с руководством по эксплуатации, разработанным изготовителем дымомера.

Проба должна быть пропущена через фильтр, который затем удаляют из дымомера и заменяют новым, через который пропускают новую пробу для перепроверки результата и получения его осредненного значения.

Увлажненные или нестандартные фильтры применять не следует.

10.2.2 Поддержание дымомера в работоспособном состоянии и проверку его соответствия требованиям настоящего стандарта следует осуществлять в соответствии с руководством по эксплуатации прибора.

В качестве вспомогательного средства для проверки точности работы аппаратуры изготовитель дымомера должен поставлять калибровочные экраны или их эквиваленты (для проверки линейности). Обязательной поставке подлежит по меньшей мере один калибровочный экран, соответствующий дымовому числу фильтра 3 или 5 с указанной точностью в пределах ±0,1 .

10.3 Оформление результатов испытаний

10.3.1 Результаты измерений дымности ОГ, выполненные с целью сертификации двигателей, оформляют в виде отчета о результатах испытаний, содержание которого должно соответствовать [3].

10.3.2 Результаты измерений дымности ОГ, не связанных с сертификацией двигателя, оформляют в виде протокола испытаний.