Статус документа
Статус документа

          

     ГОСТ Р 55444-2013

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ

Номенклатура показателей надежности и функциональной безопасности

Railway power supply. Nomenclature of dependability and functional safety indices



ОКС 13.110

        29.240     

        29.280

Дата введения 2014-01-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте" (ОАО "НИИАС") и Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "Транспроект" (ООО "НТЦ "Транспроект")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт" и ТК 58 "Функциональная безопасность"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 июня 2013 г. N 187-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

Введение


Представленную в настоящем стандарте номенклатуру показателей надежности и функциональной безопасности используют для принятия решений по управлению объектами железнодорожного электроснабжения в целом, без деления их на составляющие устройства и элементы.

Установление и расчет показателей надежности и функциональной безопасности проводят для:

- заданного участка или анкерного участка контактной сети;

- отдельной тяговой подстанции;

- отдельной трансформаторной подстанции;

- заданного участка или 1 км линии электропередачи.

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на объекты железнодорожного электроснабжения, включая тяговые и трансформаторные подстанции, контактную сеть, линейные устройства тягового электроснабжения и линии электропередачи для электроснабжения нетяговых потребителей, и устанавливает для них номенклатуру показателей надежности и функциональной безопасности.

Настоящий стандарт предназначен для применения владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта, разработчиками и изготовителями (поставщиками) объектов железнодорожного электроснабжения.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 53685-2009 Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53685, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 вероятность безопасной работы (объекта железнодорожного электроснабжения): Вероятность того, что в пределах заданной наработки опасный отказ объекта железнодорожного электроснабжения не возникнет.

3.2 вероятность безотказной работы (объекта железнодорожного электроснабжения): Вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ объекта железнодорожного электроснабжения не возникнет.

3.3 вероятность опасного отказа (объекта железнодорожного электроснабжения): Вероятность того, что в пределах заданной наработки объекта железнодорожного электроснабжения возникнет хотя бы один опасный отказ.

3.4 вероятность отказа (объекта железнодорожного электроснабжения): Вероятность того, что в пределах заданной наработки возникнет отказ объекта железнодорожного электроснабжения определенного вида.

3.5 время возврата к безопасному состоянию (объекта железнодорожного электроснабжения): Среднее время до восстановления объекта железнодорожного электроснабжения после опасного отказа.

3.6 гамма-процентный ресурс (объекта железнодорожного электроснабжения): Ресурс объекта железнодорожного электроснабжения, в течение которого объект железнодорожного электроснабжения не достигнет предельного состояния с вероятностью , выраженной в процентах.

3.7 гамма-процентный срок службы (объекта железнодорожного электроснабжения): Срок службы, в течение которого объект железнодорожного электроснабжения не достигнет предельного состояния с вероятностью , выраженной в процентах.

3.8 железнодорожное электроснабжение: Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств, обеспечивающих электроснабжение потребляющих электроэнергию подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также электроснабжение тягового подвижного состава на электрифицированных железных дорогах.

Примечание - Термин приведен в соответствии с [1].

3.9 интенсивность опасных отказов (объекта железнодорожного электроснабжения): Условная плотность вероятности возникновения опасного отказа объекта железнодорожного электроснабжения, определяемая при условии, что до рассматриваемого момента времени опасный отказ не возник.

3.10 интенсивность предотказов (объекта железнодорожного электроснабжения): Отношение числа предотказов объекта железнодорожного электроснабжения за его наработку к значению этой наработки.

3.11 коэффициент простоя (объекта железнодорожного электроснабжения): Вероятность того, что в произвольный момент времени возникла задержка поездов вследствие перехода объекта железнодорожного электроснабжения в неработоспособное состояние, кроме планируемых периодов, в течение которых применение объекта железнодорожного электроснабжения по назначению не предусматривается.

3.12 коэффициент технической готовности (объекта железнодорожного электроснабжения): Отношение времени нахождения объекта железнодорожного электроснабжения в работоспособном состоянии к общей продолжительности эксплуатации в заданном интервале времени, включая все виды технического обслуживания и ремонта.

3.13 объект железнодорожного электроснабжения: Устройства, оборудование, сооружения и строения специального назначения, обеспечивающие функционирование подсистемы железнодорожного электроснабжения, или их совокупность.

Примечание - К объектам железнодорожного электроснабжения относят:

- тяговые и трансформаторные подстанции;

- контактную сеть;

- линейные устройства тягового электроснабжения;

- линии электропередачи для электроснабжения нетяговых потребителей.

3.14 опасный отказ (объекта железнодорожного электроснабжения): Отказ объекта железнодорожного электроснабжения, вследствие которого возникает риск причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, превышающий допустимый уровень риска.

3.15 параметр потока отказов (объекта железнодорожного электроснабжения): Отношение математического ожидания числа отказов восстанавливаемого объекта железнодорожного электроснабжения за достаточно малую его наработку к значению этой наработки.

3.16 предотказ (объекта железнодорожного электроснабжения): Событие, при котором объект железнодорожного электроснабжения переходит в предотказное состояние.

Примечание - Под предотказным состоянием объекта железнодорожного электроснабжения понимают неисправное состояние, при котором вероятность перехода объекта железнодорожного электроснабжения в неработоспособное состояние не превышает допустимого значения.

3.17 среднее время до восстановления (объекта железнодорожного электроснабжения): Математическое ожидание интервала времени от момента отказа объекта железнодорожного электроснабжения до момента восстановления его работоспособного состояния.

3.18 среднее время контроля функционирования (объекта железнодорожного электроснабжения): Математическое ожидание времени, затраченного на выполнение действий для подтверждения возможности выполнения объектом железнодорожного электроснабжения части или всех предусмотренных техническими требованиями функций после устранения неисправности.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».