ГОСТ ЕН 1050-2002
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Безопасность машин
ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ РИСКА
Safety of machinery. Principles for risk assessment
МКС 13.110
Дата введения 2024-07-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Экспериментальный научно-исследовательский институт металлорежущих станков" (ОАО "ЭНИМС") и научно-производственным республиканским унитарным предприятием "Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации (БелГИСС)" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Госстандартом России
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 6 ноября 2002 г. № 22)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по
| Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан | AZ
| Азгосстандарт |
Армения | AM
| ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения |
Беларусь | BY
| Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ
| Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG
| Кыргызстандарт |
Молдова | MD
| Молдовастандарт |
Россия | RU
| Росстандарт |
Таджикистан | TJ
| Таджикстандарт |
Туркмения | TM
| Главгосслужба "Туркменстандартлары" |
Украина | UA
| Минэкономразвития Украины |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 января 2024 г. № 121-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ЕН 1050-2002 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2024 г.
5 Настоящий стандарт идентичен европейскому стандарту EN 1050:1996* "Безопасность машин. Принципы оценки и определения риска" ("Safety of machinery - Principles for risk assessment", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных и европейских стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
Целью настоящего стандарта типа А является описание последовательности процедуры оценки и определения рисков в соответствии с разделом 6 EN 292-1:1991.
Настоящий стандарт представляет собой руководство по принятию решений на этапе конструирования оборудования (см. п.3.11 EN 292-1:1991) и разработке соответствующих, согласованных друг с другом стандартов типа В и С с целью обеспечения возможности выполнения требований безопасности и здравоохранения (см. приложение А к EN 292-2:1991/А1:1995).
Применение настоящего стандарта не будет достаточным для обеспечения основных требований безопасности и охраны здоровья людей (см. приложение А к EN 292-2:1991/А1:1995).
Настоящий стандарт рекомендуется использовать на курсах обучения и руководствоваться им при определении основных требований безопасности к конструкции оборудования.
Настоящий стандарт устанавливает основные принципы оценки и определения риска, в которых объединены знания и опыт в области конструирования и эксплуатации машин, несчастных случаев, аварий и поражений для того, чтобы определить сумму рисков на всех стадиях жизни машины (ЕН 292-1:1991, 3.11, перечисление а).
В настоящем стандарте дается руководство по требуемой информации для оценки и определения риска. Приведены процедуры идентификации опасностей, оценки и количественного определения риска.
Цель стандарта - оказать помощь для обеспечения безопасности машины и для составления требуемых документов по выполненной оценке, определению риска.
Настоящий стандарт не предполагает изложение конкретных методов анализа опасностей и оценки риска. Изложения некоторых из этих методов даются только для информации (приложение В).
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты* [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного стандарта (включая все его изменения)]:
________________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
EN 292-1:1991 Safety of machinery - Basic concepts, general principles for design - Part 1: Basic terminology, methodology (Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методика)
EN 292-2:1991/А1:1995 Safety of machinery - Basic concepts, general principles for design - Part 2: Technical principles and specifications (Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические правила и технические требования)
EN 60204-1:1992 Safety of machinery - Electrical equipment of machines - Part 1: General requirements (Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования)
CEN/CLC меморандум № 9:1994 Руководство по включению аспектов безопасности в стандарты (идентично Руководству ИСО/МЭК 51:1990)
В настоящем стандарте применены термины, установленные в EN 292-1:1991, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 ущерб: Травматизм и/или опасность для здоровья или состояния [1].
3.2 опасное событие: Событие, которое может вызвать поражение.
3.3 защитные меры: Средства устранения опасностей или уменьшения рисков.
3.4 остаточный риск: Риск, остающийся после того, как приняты защитные меры.
Оценка и определение риска представляет собой серию логических шагов, с помощью которых путем систематизации можно определить опасности, связанные с машиной.
Оценка и определение риска сопровождается, независимо от необходимости, занижением степени риска, как представлено в ЕН 292-1:1991, раздел 5.
Когда этот процесс повторяется, то осуществляется разработка методов устранения опасностей и осуществления защитных мер, насколько это возможно для выполнения требований безопасности.
Оценка и определение риска включают следующее (рисунок 1):
- анализ риска:
a) определение области использования машины (раздел 5),
b) идентификацию опасностей (раздел 6),
c) оценку риска (раздел 7),
- количественное определение риска (раздел 8).
|
Примечание - Уменьшение риска и выбор соответствующих мер защиты не является частью оценки и определения риска. Более подробно в EN 292-1:1991, раздел 5 и EN 292-2.
Рисунок 1 - Итеративный процесс достижения необходимой безопасности
Анализ риска содержит информацию, требуемую для количественного определения риска, которая позволяет оценивать безопасность машины (EN 292-1:1991, 3.4).
Оценка и определение риска проводятся на основе решений, опирающихся на здравый смысл. Такие решения должны базироваться на качественных методах оценки, дополненных в той степени, в какой это возможно, количественными методами. Количественные методы особенно необходимы, когда заранее ясна потребность в правильной оценке и вред от предполагаемой ошибки весьма высок.
Количественные методы применяются для оценки альтернативных решений обеспечения безопасности и для того, чтобы определить, какой из методов обеспечивает лучшую защиту.
Примечание - Примечание количественных методов ограничивается располагаемыми данными. Поэтому во многих случаях возможны только качественные оценки.
Оценку и определение риска следует проводит таким образом, чтобы возможно было документирование проведенной процедуры и полученных результатов (раздел 9).
Информация для оценки и определения риска и любого качественного и количественного анализа должна включать следующее:
- область использования машины (см. раздел 5);
- сведения о состоянии машины (EN 292-1:1991, 3.11, перечисление а);
- конструктивные чертежи или другие материалы для ознакомления с машиной;
- сведения, касающиеся энергетических источников;
- любые несчастные случаи и происшествия;
- любую информацию о вреде для здоровья.
Информация должна быть актуализирована по ходу разработки проекта, когда требуется модификация.
Часто бывает возможным сравнение с подобными опасными ситуациями, связанными с машинами разных типов, и это дает достаточную информацию об опасностях, обстоятельствах несчастных случаев в подобных ситуациях.
Отсутствие несчастных случаев, малое число случаев или небольшое поражение не должны быть использованы как автоматическое предположение о низком риске.