Решение для управления процессами
производственной безопасности


     ГОСТ Р 55347-2012

     
Группа Т58

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ

Руководство по менеджменту инноваций

Design management systems. Guide to managing innovation



ОКС 03.100.01

Дата введения 2014-01-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН АНО "Международная академия менеджмента и качества бизнеса"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1713-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)


Введение

0.1 Общие положения

Настоящий стандарт разработан с целью предоставления возможности руководителям высшего звена организаций или администрации планировать процессы выпуска продукции и предоставления услуг на значительную перспективу в будущем, по крайней мере - на одно поколение продукции вперед (после находящейся в разработке в настоящее время).

Примечание 1 - Для краткости термин "руководство" будет использоваться в большинстве случаев для обозначения собственников-управляющих, партнеров, членов совета директоров и других высших руководителей в частных организациях, а также высшего звена руководства общественных и некоммерческих организаций.

Примечание 2 - В настоящем стандарте термин "продукция" включает в себя услуги, процессы и бизнес-модели.


Настоящий стандарт определяет язык описаний, проблем и процедур для тех организаций, которые недавно образованы, имеют небольшие размеры и относительно неопытны в инновациях и могут совершенствовать свои инновационные показатели, а затем использовать их в качестве основы для совместных инициатив вместе с партнерами по продвижению соответствующих инноваций. Все или отдельные положения данного стандарта могут создавать основу для заключения контрактов между организациями, а несколько этих положений могут использоваться в качестве основы для выработки системы показателей с целью контроля и оценки деятельности организации.

Исследования показали, что организации, которые развивают базовые принципы долгосрочных инноваций, более оперативно реагируют на угрозы и неожиданные ситуации, предпринимают соответствующие защитные меры, лучше противостоят изменениям и становятся более успешными.

0.2 Выживание организаций, наиболее приспособленных к инновациям

Главный приоритет организации - это выживание и процветание. Выживание обычно зависит от объемов существующих рынков и использования преимуществ, связанных с новыми возможностями.

Накопление маркетинговой информации и анализ основных требований потребителей очень важны для разработки бизнес-стратегий, которые обеспечивают рост организации.

Ничто в жизни не может оставаться неизменным в течение длительного времени. Потребитель заинтересован в таких изменениях, которые сначала воспринимают как роскошь, затем постепенно превращают в доминирующую особенность и наконец - становятся основным требованием рынка. Те организации, которые отказались от процессов обновления и совершенствования своей продукции и услуг, к сожалению, будут становиться нежизнеспособными.

0.3 Инновации приходят после технологий

Инновации не ограничиваются исследованием и разработкой технологии. Они рождаются во всех структурах организации в пределах всей цепочки добавленной стоимости, а также на всех этапах жизненного цикла производства/обслуживания - при исследованиях, конструировании, изготовлении продукции, ее распространении, реализации на рынке, изъятии, окончательной утилизации и вторичной переработке.

Примечание - Результативный вклад, вносимый за счет инноваций, не обязательно связан с финансовыми результатами, когда это касается общественных и некоммерческих организаций.

0.4 Инновации не создаются навсегда

Настоящий стандарт предназначен в первую очередь для тех организаций, которые определили для себя, что инновации являются основным направлением их развития. Однако важно подчеркнуть, что инновации могут не быть основной целью деятельности каждой организации и не обязательны для каждого вида продукции. Более того, потребители и рынки не всегда приветствуют инновации, если выгода от них не очевидна.

Процесс инновации может быть более продолжительным, затратным и рискованным, нежели просто усовершенствование продукции, поэтому ее постоянное совершенствование и заключение лицензионных соглашений с изобретателями может оказаться более предпочтительным вариантом, чем инновации.

0.5 Накопление опыта использования продукции и услуг

Удовлетворение запросов потребителя может происходить вне зависимости от опыта использования продукции и услуг, поэтому особое внимание должно уделяться всем факторам, которые вносят свой вклад в получение этого опыта.

За последнее десятилетие в экономиках промышленно развитых стран доля валового внутреннего продукта от услуг значительно возросла, поскольку возросла доля людей, занятых в сфере обслуживания. В некоторых случаях эти доли возросли на 70%. Другая важная тенденция - это предоставление услуг изготовителями с целью поддержки своей продукции. Эти дополнительные услуги обеспечивают предоставление более заманчивых предложений потребителям и конкурентные преимущества. Вследствие этого расширяется сфера услуг и повышается рентабельность организации.

При этом важно гарантировать непрерывность между поколениями продукции и соответствующую интеграцию в производственных системах и секторах. Некоторые организации расценивают различные поколения продукции как ее отдельные типы (виды), не в последнюю очередь с точки зрения управления проектированием (дизайном). Однако переход от одного поколения продукции к последующему будет нарушаться, если отсутствует последовательность при смене персонала в коллективе проектировщиков (дизайнеров) и надлежащего или нерегулярного накопления опыта и поддержания соответствующих архивов.

В приложении А приведены вопросники для оценки инновационной деятельности предприятий, позволяющие оценить возможности организации в инновационной сфере деятельности, а также продукции, услуг, процессов и проектов.

В настоящем стандарте используются оба понятия "инновационный менеджмент" и "менеджмент инноваций". В современной литературе наиболее часто используется термин "инновационный менеджмент". Хотя термин "инновационный менеджмент" может подразумевать, что инновацией является сам менеджмент, а "менеджмент инноваций" относится к управлению инновациями или инновационными объектами и процессами. В настоящем стандарте эти термины используются как идентичные.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает рекомендации по управлению инновациями, особенно - этапами проектирования и разработки инновационной и конкурентноспособной продукции, отвечающей потребностям потребителей и стремлениям к долгосрочной перспективе, что позволяет расширить горизонт планирования по крайней мере на два поколения вперед по отношению к находящейся в разработке продукции.

Рекомендации включают описание существующего опыта и преимущества инноваций, а также применение общих принципов и методов управления инновациями, исходя из разработки концепций, создания, изготовления, поставки и поддержки продукции на рынке, прав на ее изъятие, конечную утилизацию, вторичное использование и разработку последующих поколений продукции.

Настоящий стандарт применим ко всем типам предприятий (в том числе к малым и средним) в различных промышленных секторах, строительстве, сфере услуг, а также в общественных и некоммерческих секторах.

Рекомендации, приведенные в настоящем стандарте, распространяются на все уровни персонала и управления.

Инновации играют существенную роль в удовлетворении нужд потребителей в течение продолжительного времени, вот почему при проектировании качества продукции, услуг и процессов требуются значительные знания и навыки. Все без исключения инновации должны проектироваться. Никакие инновации не могут реализовываться и выпускаться на рынок без прохождения, по крайней мере, одного этапа проектирования. Ниже представлены подробные рекомендации относительно систем инновационного менеджмента, которые помогают достижению требуемого качества и удовлетворению требований потребителя (см. разделы 5 и 6). Примечания по тексту настоящего стандарта указывают на подразделы, которые облегчают выполнение его требований.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 55348-2012 Системы управления проектированием. Словарь терминов, используемых в управлении проектированием

ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО 10007-2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по управлению конфигурацией.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 продукция трех поколений (3-Gen product: G): Долгосрочная продукция или услуга, которые будут оставаться доступными для двух последующих поколений (после ныне живущего поколения разработчика).

3.2 ретроспективный анализ (backcasting): Процесс, с помощью которого желаемое представление о будущем последовательно переносится в обратном направлении к настоящему времени посредством ряда промежуточных достижений, которые позволяют эффективно планировать продвижение вперед.

Примечание - Этот термин может применяться к рынкам, продукции, услугам, процессам и организациям.

3.3 свободный полет мысли (blue-sky thinking): Ничем не ограниченное исследование идей без учета их практической ценности, применимости и конкурентноспособности.

Примечание - Идеи, которые сегодня могут выглядеть непрактичными и не имеющими применения, могут стимулировать предположения, которые в будущем могут приводить к успешным инновациям.

3.4 прорывная инновация (breakthrough innovation): Изменение, которое ломает ранее сложившиеся границы в конфигурациях, характеристиках или технологиях.

Примечание - Эта инновация может открывать новые возможности и в конечном итоге - привести к выдающимся достижениям.

3.5 корпоративное нематериальное обеспечение (corporate software): Знания, навыки, опыт, интеллектуальная собственность и другие нематериальные атрибуты, составляющие суть организации.

Примечание - Включает в себя корпоративную память и особенности устного творчества сотрудников организации.

3.6 разрушительная инновация (disruptive innovation): Инновация, вызывающая значительное отрицательное воздействие в организации и/или вне ее, на которую невозможно оказывать влияние или контролировать ее в краткосрочной перспективе.

Примечание - Эта инновация присуща организациям, использующим устаревшие технологии, методы и процедуры таким образом, который не ограничивается стандартными представлениями открытия новых областей/рынков и вытеснения с них признанных игроков.

3.7 дружественное проектирование (empathetic design): Вариант ориентированного на пользователя проектирования, при котором идеи изменения и инноваций возникают в результате тщательного наблюдения за тем, как целевые потребители используют доступную в данный момент продукцию в реальных жизненных ситуациях.

Примечание - Результаты этнографических исследований подтверждают ключевые исходные параметры для подобного проектирования.

3.8 предвидение (envisioning): Способность представлять состояние продукции во временной перспективе.

3.9 компетентность (expertise): Совокупность знаний, навыков и опыта, связанная с определенной темой или областью знаний.

3.10 анализ по типу "если только" ("if only" analysis): Анализ того, что можно было бы сделать (или будет сделано), если бы были (или будут) доступны некоторые материалы, процессы или технологии или произошли бы определенные события.

Примечание 1 - Предположение по типу "если только" является определяющим для достижения нового пути для получения нового видения.

Примечание 2 - Этот анализ отличается от анализа по типу "что было бы, если бы" в отсутствии исходной точки, определяющей желаемое будущее состояние (см. п.3.41).

3.11 инклюзивное (содержательное) проектирование (inclusive design): Проектирование широко распространенной продукции и/или структуры услуги, которые считаются доступными и используются людьми с широким диапазоном возможностей без необходимости их специального приспособления или дополнительного проектирования.

3.12 поэтапная инновация (incremental innovation): Изменение, включающее в себя одну или несколько относительно небольших инноваций, которые являются предсказуемой экстраполяцией существующего состояния.

3.13 инновация (innovation): <идея> - успешное использование новых идей;

<процесс> - внесение изменений, которые будут существенно отличаться от стандартного способа выполнения операций;

<продукция> - преобразование идеи в инновационный продукт, рабочий процесс или новую услугу.

Примечание - Проходит все научные, технологические, коммерческие и финансовые этапы, необходимые для успешной разработки и маркетинга вновь производимой продукции или коммерческого использования новых или усовершенствованных процессов и оборудования.


<методы, материалы> - применение методов проектирования или конструирования, или материалов, которые не имеют известной предыстории эксплуатации или на которые не распространяется существующая в данной организации практика.

3.14 краткое изложение инновации (innovation brief): Утверждение, в котором должны описываться назначение, разработка и требуемые характеристики (включая и эксплуатационные) продукции, услуги или процесса, особенно те, которые будут существенно отличаться от существующих.

3.15 чемпион инноваций (innovation champion): Лицо, специализирующееся на продвижении и стратегическом осмыслении инновационных инициатив.

Примечание 1 - Подобные "лица" должны вводиться (или оказывать свое влияние) на созидательном этапе процесса инноваций, а также при принятии окончательных решений, однако они могут не нести ответственности за другие аспекты работы.