Статус документа
Статус документа

ГОСТ 30852.8-2002 Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 7. Защита вида е

Приложение А
(обязательное)

     
Методы испытаний короткозамкнутых машин

А.1 Необходимо определить повышение температуры статора и ротора, происходящее в нормальном режиме работы, а также в электродвигателе с заторможенным ротором.

По возможности следует произвести сравнительные измерения на аналогичных электродвигателях и моделях с целью проверки точности расчетов.

А.2 Повышение температуры обмоток статора и ротора в номинальном режиме работы следует определять согласно ГОСТ 28173.

А.3. Повышение температуры в электродвигателях с заторможенным ротором определяют экспериментальным путем следующим образом:

А.3.1. Когда электродвигатель с заторможенным ротором еще находится при температуре окружающей среды, подают номинальное напряжение номинальной частоты.

А.3.2. Ток статора, измеренный через 5 с после пуска, принимают за начальный пусковой ток .

А.3.3 Повышение температуры ротора (стержни и кольца) измеряют термопарами и измерительными устройствами, с помощью преобразователей температуры или других средств, постоянная времени которых мала по сравнению со скоростью повышения температуры ротора. Рассматривают наибольшую из измеренных температур.

Примечание - Существующий градиент скорости повышения температуры в отдельных стержнях ротора зависит от их расположения относительно пространственной гармоники фазочастотного диапазона напряжения на обмотках статора. Этот градиент, составляющий не менее 20% для электродвигателей с низкой пространственной гармоникой, может быть значительно больше. Если в электродвигателе поместить термопары всего в два стержня ротора, напряжение на которых смещено по фазе на 90°, то увеличение наибольшего измеренного повышения температуры на 10% позволяет скомпенсировать высокую температуру любого другого стержня ротора.

А.3.4 В качестве величины, характеризующей повышение температуры обмотки, принимают среднее повышение температуры статора, определяемое с помощью термосопротивления.

А.3.5 Если испытание электродвигателя с заторможенным ротором проводят напряжением меньше номинального, измеренные величины следует увеличивать пропорционально отношению этих напряжений, в прямой зависимости от пускового тока (см. А.3.2) и пропорционально квадрату повышения температуры. При этом следует учитывать эффекты насыщения в магнитопроводах статора и ротора, если таковые имеются.

А.4 Повышение температуры в электродвигателях с заторможенным ротором рассчитывают следующим образом:

А.4.1 При расчете температуры короткозамкнутого ротора повышение температуры рассчитывают по общему количеству теплоты с учетом теплоты, поглощаемой стержнями и кольцами, а также теплоемкости короткозамкнутого ротора. Необходимо также учитывать влияние скин-эффекта на распределение тепла в стержнях. Возможны допуски на теплообмен железа.

А.4.2 Скорость повышения температуры обмотки статора во времени , К/с, в электродвигателе с заторможенным ротором рассчитывают по формуле

,                                                       (А.1)

     
где: - плотность начального пускового тока, А/мм;


- коэффициент приведения, учитывающий рассеивание тепла от пропитанных обмоток, равный 0,85;

- коэффициент, учитывающий материал обмоток, К·мм/(А·с).

Для меди 0,0065 К·мм/(А·с).

А.5 Определение времени

А.5.1 На рисунке А.1 показана методика определения времени . Из предельной температуры вычитают максимальную окружающую температуру (обычно 40 °С) и величину, характеризующую повышение температуры в номинальном режиме работы, - отрезок на рисунке А.1. Время определяют по полученной разности и скорости повышения температуры в электродвигателе с заторможенным ротором (измеряют или рассчитывают).


- наивысшая допустимая окружающая температура; - температура в номинальном режиме работы; - предельная температура; - время; 1 - повышение температуры в номинальном режиме работы; 2 - повышение температуры статора и ротора при испытании электродвигателя с заторможенным ротором

Рисунок А.1 - График определения времени



Для ротора и статора проводят отдельные расчеты. Наименьшее из двух значений принимают за время для электродвигателя соответствующего температурного класса.

А.6 Электродвигатели с жесткими пусковыми условиями или снабженные специальными защитными устройствами (например, устройствами контроля температуры обмоток) следует испытывать с указанными защитными устройствами.

А.7 Электродвигатели, образующие блоки с преобразователями и защитными устройствами, следует подвергнуть испытанию, которое должно показать, что в условиях эксплуатации блока электродвигателя и преобразователя не происходит превышения предельной температуры.