4.1 Электропоезда в соответствии с [1], [2] в зависимости от расстояния следования и скорости движения классифицируются на:
- для перевозок пассажиров на выделенных маршрутах с высоким пассажиропотоком длиной участка оборота не более 60 км;
- для перевозок пассажиров в пригородных зонах длиной участка оборота не более 200 км;
- для перевозок пассажиров на межрегиональных и междугородних маршрутах длиной участка оборота от 150 до 700 км;
- пассажирские, обращающиеся со скоростью движения до 120 км/ч включ.;
- скорые, обращающиеся со скоростью движения в интервалах св. 120 до 140 км/ч включ.;
- скоростные, обращающиеся со скоростью движения в интервалах св. 140 до 200 км/ч включ.;
- высокоскоростные, обращающиеся со скоростью движения св. 200 км/ч.
Классификация электропоездов по назначению (типы) и их основные признаки представлены в таблице 1.
Различают электропоезда:
- постоянного тока, с питанием от контактной сети постоянного тока напряжением 3,0 кВ;
- переменного тока с питанием от контактной сети переменного тока напряжением 25,0 кВ, 50 Гц;
- двухсистемные с питанием от контактной сети постоянного тока напряжением 3,0 кВ и питанием от контактной сети переменного тока напряжением 25,0 кВ, 50 Гц.
Таблица 1 - Классификация типов электропоездов для перевозки пассажиров по назначению и их основные признаки
Категории электропоездов по видам сообщения | Электропоезда пригородного следования | Электропоезда дальнего следования | |||
Типы электропоездов в зависимости от расстояния следования | Городские | Пригородные | Межрегиональные | Междугородние | |
Длина маршрута, км | до 60 | до 200 | от 150 до 700 | от 200 до 700 | |
Категории поездов в зависимости от скорости движения: | Пассажирские | Городской (ЭГ) | Пригородный (ЭП) | ||
Скорые | Городской экспресс (ЭГЭ) | Пригородный экспресс (ЭПЭ) | |||
Скоростные | Межрегиональный экспресс (ЭМЭ) | Скоростной (ЭС) | |||
Высокоскоростные | Высокоскоростной (ЭВС) | ||||
Примечания 1 В скобках указано условное обозначение типа электропоездов 2 Для междугородних электропоездов с длиной маршрута более 700 км должны быть реализованы требования к конструкции и оборудованию пассажирских вагонов локомотивной тяги, установленные [3] |
4.2 Основные технические характеристики и характеристики условий эксплуатации, определяющие показатели электропоездов, приведены в таблице 2.
По согласованию с заказчиком электропоезда типа ЭГ, ЭГЭ и ЭП могут иметь другое число входных дверей для пассажиров на каждой стороне вагона по сравнению с данными таблицы 2. При этом отношение ширины дверного проема (для посадки и высадки пассажиров) к длине вагона должно быть не менее 0,1.
Таблица 2 - Основные технические и эксплуатационные характеристики электропоездов
Показатели | Типы электропоездов (условное обозначение) | ||||||
ЭГ | ЭГЭ | ЭП | ЭПЭ | ЭМЭ | ЭС | ЭВС | |
Максимальная скорость в эксплуатации, км/ч | До 120 | До 140 | До 120 | До 140 | До 160 | До 200 | Св. 200 |
Расстояние между промежуточными остановками, км | |||||||
- диапазон изменения в эксплуатации | От 1,0 до 3,0 | От 3,0 до 20,0 | От 2,0 до 10,0 | От 7,0 до 20,0 | От 15,0 до 30,0 | От 50,0 до 700,0 | От 50,0 до 700,0 |
- рекомендуемое расчетное значение* | 1,7 | 10,0 | 3,0 (3,5)** | 10,0 | 20,0 | 100,0 | 200,0 |
Среднее ускорение до скорости 60 км/ч, м/с, не менее | 0,90 | 0,70 | 0,70 | 0,50 | 0,45 | 0,40 | 0,40 |
Масса пассажира с багажом (расчетная), кг | 70,0 | 70,0 | 70,0 | 70,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Населенность вагонов в дополнение к числу мест для сидения, чел./м свободной площади пола | |||||||
- расчетная | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | - | - | - |
- максимальная | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | - | - | - |
Число входных дверей для пассажиров на каждой стороне вагона | 2 или 3 | 2 или 3 | 2 или 3 | 1 или 2 | 1 или 2 | 1 или 2 | 1 или 2 |
Ширина дверного проема (для посадки и высадки пассажиров), мм, не менее | 1250 | 1250 | 1250 | 1250 | 800 | 800 | 800 |
Обеспечение посадки-высадки инвалидов в креслах-колясках | С высокой или низкой платформы | С высокой или низкой платформы | С высокой и низкой платформы | С высокой и низкой платформы | С высокой и низкой платформы | С высокой платформы | С высокой платформы |
* Конкретное значение определяется в техническом задании на электропоезд. |
(Поправка. ИУС N 8, 2014)
4.3 Электропоезда должны быть сконструированы с учетом обеспечения безопасного входа и выхода на пассажирские платформы, имеющие высоту и расположение от оси пути согласно ГОСТ 9238.
Высота уровня пола над уровнем головки рельса в тамбуре вагонов при колесных парах с номинальной толщиной бандажа (неизношенные колеса) должна быть не более 1300 мм в порожнем состоянии и не менее 1100 мм при максимальной (расчетной) загрузке. Допускается на электропоездах, эксплуатирующихся на участках с низкими платформами, понижать уровень пола.
4.4 Электропоезда во всех вариантах исполнения могут состоять как из моторных и немоторных вагонов, так и только из моторных вагонов. Головные (хвостовые) вагоны должны быть выполнены с кабиной машиниста. Может быть предусмотрена возможность соединения двух или нескольких электропоездов в одном поезде. При этом должно быть обеспечено их управление из одной кабины.
4.5 Должно быть обеспечено соответствие строительного и проектного габарита вагонов электропоездов по ГОСТ 9238 (подраздел 3.1).
4.6 Электропоезда предназначены для эксплуатации в климатических зонах в соответствии с ГОСТ 16350.