Профессиональные справочные системы для специалистов
медицинской и фармацевтической промышленности

     
ГОСТ Р 55133-2012
(CEN/TS 15358:2006)

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Топливо твердое из бытовых отходов

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. ЧАСТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ТОПЛИВА ТВЕРДОГО ИЗ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

Quality management systems. Particular requirements for their application to the production of solid recovered fuels

ОКС 75.160.10

Дата введения 2014-07-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ" (ФГУП "ВНИЦСМВ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта документа, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 179 "Твердое минеральное топливо"

3 УТВЕРЖДЕН и ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 ноября 2012 г. N 917-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к европейскому документу CEN/TS 15358:2006* "Топливо твердое из бытовых отходов. Системы менеджмента качества. Частные требования для их применения при производстве топлива твердого из бытовых отходов" (CEN/TS 15358:2006 "Quality management systems - Particular requirements for their application to the production of solid recovered fuels", MOD) путем изменения отдельных фраз (слов, значений показателей, ссылок), которые выделены в тексте курсивом**

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей;

** В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделах 2 "Нормативные ссылки", 3 "Термины и определения" и отмеченные " знаком "**" выделены курсивом, остальные по тексту документа и в постраничных сносках выделены обычным шрифтом. - Примечание изготовителя базы данных.  

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

В процессе производства твердого топлива из бытовых отходов стратегия менеджмента качества основана в первую очередь на том факте, что по мере накопления знаний обо всем производственном процессе можно сократить количество отбора проб и испытаний конечного продукта. Эта стратегия выражается в хороших процедурах менеджмента качества в процессе производства, включая хороший учет. Для внедрения менеджмента качества на производстве твердого топлива из бытовых отходов можно предложить маршрут, позволяющий завоевать и поддерживать доверие клиентов и регулирующих органов.

Целью настоящего стандарта является развитие системы менеджмента качества (СМК) производства и торговли твердого топлива из бытовых отходов, которая подразумевает постоянное улучшение, обращая особое внимание на выполнение требований к качеству.

Настоящий стандарт является основой для разработки СМК для поставщиков твердого топлива из бытовых отходов, которые ранее не внедряли СМК. Кроме того, он может быть использован как вспомогательный документ для производителя, уже имеющего СМК.

Настоящий стандарт в сочетании с применением индивидуальных требований заказчиков и нормативных ссылок стандарта, указанных в пункте 2, определяет основные требования СМК, описанные в настоящем стандарте.

Развитие СМК для твердого топлива из бытовых отходов на основе настоящего стандарта не предполагает обязательной сертификации третьей стороной, но такая сертификация рекомендуется.

В настоящем стандарте сделан акцент на:

1) получение большего доверия к производителям и продавцам твердого топлива из бытовых отходов;

2) определение документации, которая будет использоваться для внутренних процедур и общения между всеми заинтересованными лицами, стандартов, необходимых для обеспечения достижения целей в области качества;

3) проверку происхождения и демонстрации свойств входящих материалов (например, неопасные отходы).

Системы менеджмента качества соответствуют ИСО 9001 для обеспечения учета всего процесса от точки получения отходов до точки поставки твердого топлива из бытовых отходов потребителю. Системы менеджмента качества имеют несколько важных функций, включая определение:

а) ключевых этапов процесса;

б) ответственных за каждый этап процесса и за общую координацию процесса менеджмента;

в) обучения политике и процедурам выполнения;

г) процедур производства;

д) процедур учета, обеспечивающих полную прослеживаемость;

е) процедур обращения со сбоями и самосовершенствования;

ж) процедур для развития технологического процесса.

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества для производства твердого топлива из бытовых отходов от получения отходов до поставки твердого топлива из бытовых отходов (см. рисунок 1).


Рисунок 1 - Система менеджмента качества в цепи оборота твердого топлива из бытовых отходов

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 54235 (CEN/TS 15357:2006) Топливо твердое из бытовых отходов. Термины и определения

________________

Действует ГОСТ 33564-2015.


ГОСТ Р 54236 (CEN/TS 15359:2006) Топливо твердое из бытовых отходов. Технические характеристики и классы

________________

Действует ГОСТ 33516-2015.


ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ Р 54235 и ГОСТ Р ИСО 9000, а также следующие термины с соответствующими определениями:

жизненный цикл продукции (product realization): Производство твердого топлива из бытовых отходов.

     4 Система менеджмента качества

4.1 Общие требования

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования
     
     4.1 Общие требования


Организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии СМК, постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Организация должна:

a) определять процессы, необходимые для СМК, и применять их во всей организации;

b) определять последовательность и взаимодействие этих процессов;

c) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении этих процессов, так и при управлении ими;

d) обеспечить наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержания этих процессов и их мониторинга;

e) осуществлять мониторинг, измерение там, где это возможно, и анализ этих процессов;

f) принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.

Организация должна осуществлять менеджмент процессов, необходимых для СМК, в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Если организация решает передать сторонней организации выполнение какого-либо процесса, влияющего на соответствие продукции требованиям, она должна обеспечить со своей стороны управление таким процессом. Вид и степень управления процессами, переданными сторонним организациям, должны быть определены в СМК.

Примечание - Упомянутые выше процессы, необходимые для СМК, включают в себя процессы управленческой деятельности руководства, обеспечения ресурсами, процессы жизненного цикла продукции, измерения, анализа и улучшения.


Организация должна установить и поддерживать программу для достижения своих целей и задач. Программа должна содержать:

a) распределение обязанностей среди персонала поименно для достижения целей и задач на каждом уровне организации и по каждой ее функции;

b) средства и сроки достижения этих целей и задач.

Если проект связан с новыми разработками и новой или измененной деятельностью, или продукцией, или услугами, то программы должны быть пересмотрены и изменены по мере необходимости для обеспечения надлежащей применимости менеджмента качества к данному проекту.

Организация должна установить и поддерживать внутренние процедуры для определения ответственности и полномочий для обработки и изучения несоответствий, принятия мер по смягчению любых последствий ущерба и начала и завершения корректирующих и предупреждающих действий.

Любые корректирующие и предупреждающие действия, принятые для устранения причин фактических и потенциальных несоответствий, должны быть соразмерны проблеме и ее влиянию на качество.

Организация должна осуществлять и регистрировать любые изменения в документированных процедурах в результате корректирующих и предупреждающих действий.

Поставщик твердого топлива из бытовых отходов несет ответственность за соответствие требованиям согласованного стандарта. СМК должна быть настолько исчерпывающей, насколько это необходимо для удовлетворения целей в области качества.

Ответственность за входящие частично обработанные материалы и/или готовое твердое топливо из бытовых отходов в различных частях цепи производства должна передаваться следующему оператору цепи и в конечном итоге доходить до конечного пользователя сразу после принятия решения о том, что материал соответствует качеству, согласованному сторонами.

4.1.1 Субподрядные процессы

В соответствии с документированными процедурами должны осуществляться такие субподрядные процессы, как транспорт входящих отходов и твердого топлива из бытовых отходов, выбор и контроль испытательной лаборатории.

Другие субподрядные процессы должны управляться в соответствии с внутренними процедурами.

4.2 Требования к документации

4.2.1 Общие положения

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования

4.2 Требования к документации

4.2.1 Общие положения

Документация системы менеджмента качества должна включать в себя:

a) документально оформленные заявления о политике и целях в области качества;

b) руководство по качеству;

c) документированные процедуры и записи, требуемые настоящим стандартом;

d) документы, включая записи, определенные организацией как необходимые ей для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими.

Примечания

1 В настоящем стандарте термин "документированная процедура" означает, что процедура разработана, документально оформлена, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии. Один документ может содержать требования одной или более процедур. Требование о наличии документированной процедуры может быть реализовано более чем одним документом.

2 Степень документированности системы менеджмента качества одной организации может отличаться от степени документированности другой в зависимости:

a) от размера организации и вида деятельности;

b) от сложности и взаимодействия процессов;

c) от компетентности персонала.

3 Документация может быть представлена в любой форме и на любом носителе.

4.2.2 Руководство по качеству

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования

     4.2.2 Руководство по качеству

Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии руководство по качеству, содержащее:

a) область применения СМК, включая подробности и обоснование любых исключений;

b) документированные процедуры, разработанные для СМК, или ссылки на них;

с) описание взаимодействия процессов СМК.


Руководством по качеству является документ, разработанный организацией, которая систематически определяет процедуры, необходимые для реализации СМК твердого топлива из бытовых отходов.

Руководство по качеству является инструментом для демонстрации всем заинтересованным сторонам (производителям, поставщикам, контролирующим органам и др.) принципа выполнения установленных требований.

4.2.3 Управление документацией

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования

4.2.3 Управление документацией

Документы СМК должны быть управляемыми. Записи, представляющие собой специальный вид документов, должны быть управляемыми согласно требованиям (см. 4.2.4).

Для определения необходимых средств управления должна быть разработана документированная процедура, предусматривающая:

a) официальное одобрение документов с точки зрения их достаточности до выпуска;

b) анализ и актуализацию по мере необходимости и повторное официальное одобрение документов;

c) обеспечение идентификации измерений и статуса пересмотра документов;

d) обеспечение наличия соответствующих версий документа в местах их применения;

e) обеспечение сохранения документов четкими и легко идентифицируемыми;

f) обеспечение идентификации и управление рассылкой документов внешнего происхождения, определенных организацией как необходимых для планирования и функционирования СМК;

g) предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и применение соответствующей идентификации таких документов, оставленных для каких-либо целей.

4.2.4 Управление записями

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования

4.2.4 Управление записями

Записи, установленные для представления свидетельств соответствия требованиям и результативного функционирования СМК, должны находиться под управлением.

Организация должна установить документированную процедуру для определения средств управления, необходимых для идентификации, хранения, защиты, восстановления, сохранения и изъятия записей.

Записи должны оставаться четкими, легко идентифицируемыми и восстанавливаемыми.

     

     5 Административная ответственность