Подсистемы инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав и характеристика электромагнитной обстановки
А.1 Общие положения
А.1.1 Железнодорожный транспорт является крупным потребителем электроэнергии, которая используется для тяги (движения) поездов и для электроснабжения остальных потребителей. На железнодорожном транспорте используются ТС, характеризующиеся высоким уровнем потребляемой мощности.
А.1.2 На электрифицированных участках железных дорог подвижной состав получает электропитание через контактную сеть. Обратным проводом являются рельсы или специальные провода.
А.1.3 На железнодорожном транспорте имеется большое число потребителей электроэнергии, не связанных непосредственно с контактной сетью, работа которых может являться источником электромагнитных помех, а именно:
- линии электропередачи напряжением до и выше 1000 В;
________________
Введено дополнительно с целью учета особенностей построения подсистем железнодорожного электроснабжения в Российской Федерации.
- системы отопления, кондиционирования воздуха, освещения в пассажирских вагонах с преобразователями. Электропитание подается к этим устройствам вдоль поезда по отдельным проводам;
- ТС систем электросвязи, систем автоматики и телемеханики, размещенные вдоль линии железной дороги и на стационарных объектах, соединенные между собой каналами связи;
- вычислительная техника и локальные сети на стационарных объектах;
- системы предупреждения работающих на железнодорожных путях и информирования пассажиров о приближении железнодорожного подвижного состава;
- локомотивы, моторвагонный и специальный железнодорожный подвижной состав.
А.2 Общие механизмы связи
А.2.1 Связь между различными ТС и системами происходит за счет следующих физических явлений:
- электростатическая связь, при которой заряженное тело разряжается на другое;
- емкостная связь, при которой изменение напряжения в одной цепи создает через взаимную емкость изменение напряжения в другой;
- индуктивная связь, при которой изменяющееся магнитное поле, создаваемое током в одной цепи, наводит напряжение в другой цепи посредством взаимной индуктивности;
- кондуктивная связь, при которой две схемы имеют общую проводящую часть;
- электромагнитное переизлучение, при котором элементы схем действуют как передающие и приемные антенны.
А.3 Основные виды электромагнитных помех, рассматриваемые при оценке помехоустойчивости
К основным видам электромагнитных помех относятся: - низкочастотные кондуктивные электромагнитные помехи. Медленные изменения напряжения питания, включая провалы напряжения, перенапряжения, флуктуации, асимметрия напряжений в трехфазных системах электроснабжения, гармоники и продукты интермодуляции. Сигналы, передаваемые по сетям электроснабжения. Изменения частоты тока в системах электроснабжения; наведенные низкочастотные напряжения; постоянный ток в сетях переменного тока; - низкочастотные излучаемые электромагнитные помехи. Магнитные поля постоянной частоты и импульсные. Электрические поля; - высокочастотные кондуктивные электромагнитные помехи. Апериодические и колебательные переходные процессы, как одиночные, так и повторяющиеся. Наведенные напряжения (токи); - высокочастотные излучаемые электромагнитные помехи. Магнитные поля. Электрические поля. Примечание - В подраздел внесены редакционные правки относительно подраздела А.3 примененного международного стандарта МЭК 62236-1:2008 для удобства изложения (см. также ГОСТ Р 51317.2.5**). |
А.4 Основные виды электромагнитных помех, рассматриваемые при оценке помехоэмиссии
При оценке помехоэмиссии выделяют те же самые помехи, что и при оценке помехоустойчивости, но нормы установлены только для следующих видов помех:
- магнитные поля, создаваемые тяговым током на основной частоте и на частотах гармонических составляющих до 6 кГц;
__________________