Для выполнения процедур по общей оценке риска и снижению степени риска конструктор должен предпринять соответствующие действия в порядке, указанном ниже (см. рисунок 1):
- определить ограничения по использованию машины и ее назначение;
- идентифицировать опасности и связанные с ними опасные ситуации;
- рассчитать риск для каждой идентифицированной опасности и опасной ситуации;
- оценить риск и принять решение о необходимости его снижения;
- принять защитные меры по устранению опасности или уменьшению степени риска, связанного с этой опасностью.
Рисунок 1 - Схематическое представление интерактивного трехшагового метода снижения степени риска
Первые четыре перечисления, приведенные выше, связаны с оценкой степени рисков, последнее - со снижением степени риска.
Общая оценка риска представляет собой логическую цепочку, которая при системном применении позволяет проанализировать и оценить степень риска, связанного с использованием машины. При необходимости за общей оценкой риска следуют меры по снижению степени риска. Может потребоваться повторение этого процесса для максимально возможного устранения опасностей и соответствующего снижения риска путем применения защитных мер.
Считается, что опасность, характерная для машины, рано или поздно приведет к возникновению ущерба или вреда здоровью, если не приняты соответствующие защитные меры. Примеры возможных опасностей приведены в приложении В.
Защитные меры являются комбинацией мер, предпринятых конструктором и конечным пользователем (см. рисунок 2). Меры, предпринятые на этапе разработки машины, предпочтительны и являются более эффективными, чем шаги, предпринимаемые конечным пользователем.
Предоставление надлежащей информации для пользователей является частью работы конструктора по снижению степени риска, но данные меры предосторожности действуют, только если они применяются пользователем на практике.
Данные пользователей - это информация, полученная конструктором в отношении предполагаемого использования машины по назначению или от всех пользователей, или от одного конкретного пользователя.
Не существует четкой иерархии различных защитных мер, принимаемых пользователем. Такие защитные меры не являются предметом настоящего стандарта.
Защитные меры, применение которых обусловлено специфической деятельностью, не соответствующей предполагаемому использованию машины по назначению, или особыми условиями эксплуатации не под руководством конструктора.
Рисунок 2 - Защитные меры, предпринимаемые конструктором для обеспечения безопасности машины
Целью разрабатываемой стратегии является максимальное снижение степени рисков с учетом четырех факторов, приведенных ниже. Данная стратегия графически представлена на рисунке 1. Процесс снижения риска является интерактивным (повторяющимся) и для максимального снижения риска с учетом современного уровня развития техники может потребоваться несколько последовательно повторяющихся действий. При работе необходимо рассматривать вопросы в следующем порядке:
- безопасности машины на всех этапах ее эксплуатации;
- способности машины выполнять свои функции;
- практичности машины;
- затрат на изготовление, эксплуатацию и демонтаж машины.
Примечание 1 - Идеальное применение этих принципов требует знания назначения машины, информации об авариях, документов о состоянии машины, существующих технологий снижения рисков, законодательных рамок, в которых машина эксплуатируется.
Примечание 2 - Конструкция машины, являющаяся приемлемой на данное время, может в дальнейшем оказаться неудовлетворительной, если достижения технического прогресса позволят создать равноценную машину с меньшим риском.