5.3.1 Исходные данные для расчета в общем случае включают следующие группы показателей:
- строительная стоимость дорожных одежд, а также затраты, необходимые для их ремонтов и содержания в процессе эксплуатации;
- срок сравнения вариантов, норма дисконта;
- скорость, интенсивность, состав и условия безопасности движения автотранспортных потоков на всем протяжении расчетного периода;
- условия проведения ремонтов и капитальных ремонтов (сроки и продолжительность работ, степень перекрытия проезжей части, условия объезда ремонтируемого участка в случае полного перекрытия);
- скорость, интенсивность и состав движения автотранспортных потоков в периоды ремонтов;
- нормативная база для расчетов всех видов социально-экономических потерь от снижения транспортно-эксплуатационных качеств конструкций дорожных одежд.
5.3.2 Строительную стоимость дорожных одежд по вариантам определяют на 1 пог. км на основе сметного расчета устройства дорожной одежды.
5.3.3 Затраты, необходимые для капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог, устанавливают согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. N 539 "О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета" [5] через приведенные нормативы и индексы-дефляторы.
5.3.4 Затраты на капитальный ремонт, ремонт и содержание дорожной одежды определяют как соответствующую долю затрат (понижающие коэффициенты) от норматива на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильной дороги по табл.2.
Таблица 2 - Понижающие коэффициенты, учитывающие долю затрат на дорожную одежду от норматива общих затрат на автомобильную дорогу
Категория автомобильной дороги | Доля затрат на дорожную одежду, % от норматива на | ||
Капитальный ремонт | Ремонт | Содержание | |
I | 0,48 | 0,66 | 0,57 |
II | 0,45 | 0,68 | 0,39 |
III | 0,42 | 0,78 | 0,39 |
IV | 0,41 | 0,76 | 0,16 |
V | 0,37 | 0,75 | 0,16 |
5.3.5 За срок сравнения вариантов принимают , где - наибольший срок службы дорожной одежды до капитального ремонта одного из сравниваемых вариантов.
5.3.6 Безрисковую социальную норму дисконта в относительных единицах измерения принимают равной 0,08 (8%) согласно рекомендациям Института системного анализа РАН. При изменении указанной нормы дисконта во времени рекомендуют принимать среднюю ставку дисконтирования долгосрочной доходности Государственных казначейских обязательств по данным Центробанка Российской Федерации на дату выполнения технико-экономического сравнения вариантов дорожных одежд.
5.3.7 Изменение средней скорости движения транспортных потоков принимают по табл.3. Для упрощения расчетов считают, что скорость движения транспортного потока изменяется от начальной до конечной (перед капитальным ремонтом) по линейной зависимости.
Таблица 3 - Зависимость начальной и конечной скоростей движения транспортного потока в процессе эксплуатации от категории автомобильной дороги и типа дорожной одежды
Катего- | Началь- | Дорожно-климатическая зона | |||||||||||||
I-II | III | IV-V | |||||||||||||
Конеч- | Межре- | Коэф- | % разру- | Конеч- | Межре- | Коэф- | % разру- | Конечная ско- | Меж- | Коэф- | % разру- | ||||
Капитальный тип дорожной одежды | |||||||||||||||
IА, IБ, | 100 | 60/430 | 12 | 0,98 | 2 | 50/550 | 14 | 0,95 | 5 | 30/990 | 18 | 0,88 | 12 | ||
II | 85 | 50/550 | 12 | 0,95 | 5 | 40/710 | 12 | 0,92 | 8 | 30/990 | 15 | 0,88 | 12 | ||
III | 75 | 40/710 | 12 | 0,92 | 8 | 34/850 | 12 | 0,90 | 10 | 24/1200 | 15 | 0,85 | 15 | ||
IV | 60 | 24/1200 | 12 | 0,85 | 15 | 22/1280 | 12 | 0,84 | 16 | 21/1360 | 12 | 0,83 | 17 | ||
Облегченный тип дорожной одежды | |||||||||||||||
III | 75 | 25/1130 | 12 | 0,86 | 14 | 24/1200 | 12 | 0,85 | 15 | 22/1280 | 12 | 0,84 | 16 | ||
IV | 60 | 24/1200 | 10 | 0,85 | 15 | 22/1280 | 10 | 0,84 | 16 | 20/1420 | 12 | 0,82 | 18 | ||
V | 45 | 20/1420 | 10 | 0,82 | 18 | 19/1600 | 10 | 0,80 | 20 | 19/1610 | 12 | 0,79 | 21 |
5.3.8 Изменение интенсивности движения рассчитывают на срок сравнения вариантов дорожных одежд в соответствии с "Руководством по прогнозированию интенсивности движения на автомобильных дорогах (для опытного применения)". Введено распоряжением Росавтодора от 19.06.2003 г. N ОС-555-р [6]. По результатам расчетов строят график изменения интенсивности движения в течении периода сравнения вариантов дорожной одежды, по которому определяют межремонтные сроки.
5.3.9 Периоды выполнения капитального ремонта и ремонта дорожных одежд принимают согласно Приказу Минтранса России от 01 ноября 2007 г. N 157 "Межремонтные сроки проведения капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них" [4]. При этом, например, для нежестких дорожных одежд с увеличением интенсивности движения в период сравнения вариантом могут изменяться межремонтные сроки от 6 до 3 лет.
5.3.10 При применении в конструкциях дорожных одежд инновационных технологий, а также обязательном наличии нормативно-технических и методических документов, утвержденных Федеральным дорожным агентством (Росавтодором), с указанием конкретных данных по увеличению межремонтных сроков службы, при технико-экономическом сравнении вариантов дорожных одежд учитывают повышенные сроки службы со ссылкой на упомянутые документы.
Например, в соответствии с Приказом Минтранса России от 01 ноября 2007 г. N 157 [4] для автомобильных дорог с покрытиями из асфальтобетона типа А на основе полимерно-битумного вяжущего срок службы дорожной одежды до капитального ремонта увеличивают на 8-10%.
Другой пример, для верхних слоев дорожного покрытия из асфальтобетона типа А, из щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА), асфальтобетона с полимерными добавками, при устройстве слоев износа срок проведения работ по ремонту автомобильных дорог увеличивают на 40-45% [4] .
5.3.11 Если в одной конструкции дорожной одежды применено два инновационных решения, каждое из которых продлевает сроки службы, например первое на 3 года, а второе на 2 года, то при технико-экономическом сравнении вариантов дорожной одежды (ТЭСВДО) принимают максимальное продление, в данном случае на 3 года.
5.3.12 При расчете затрат пользователей в период выполнения ремонтных работ продолжительность капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог определяют по календарному графику согласно проекту организации ремонтных работ.