ОДМ 218.2.028-2012
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Методические рекомендации по технико-экономическому сравнению вариантов дорожных одежд
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН: Федеральным государственным унитарным предприятием "РОСДОРНИИ" при участии д-ра техн. наук Кулижникова А.М., д-ра экон. наук Дингеса Э.В., канд. техн. наук Немчинова Д.М., инж. Скрипниковой Ю.А.
2 ВНЕСЕН: Управлением проектирования и строительства автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации.
3 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Распоряжением Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от 06.06.2013 N 791-р.
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
1.1 Отраслевой дорожный методический документ "Методические рекомендации по технико-экономическому сравнению вариантов дорожных одежд" является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве.
1.2 Настоящие рекомендации распространяются на проектирование дорожных одежд федеральных автомобильных дорог Российской Федерации. Рекомендации предназначаются для применения в практической деятельности федеральными управлениями автомобильных магистралей и межрегиональными дирекциями по дорожному строительству автомобильных дорог, проектными и научно-исследовательскими организациями при разработке конструкций дорожных одежд в проектной документации строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения.
В настоящих Рекомендациях использованы нормативные ссылки на следующие документы:
СП 20.13330.2011. Свод правил. Нагрузки и воздействия.
СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги.
СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги.
СНиП 23-01-99*. Строительная климатология.
ГОСТ Р 21.1001-2009. Система проектной документации для строительства. Общие положения.
ГОСТ Р 52399-2005. Геометрические элементы автомобильных дорог.
ГОСТ Р 52748-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения.
Примечание - При пользовании настоящим ОДМ следует проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты" и по соответствующим информационным указателям. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящими рекомендациями следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом.
В настоящих методических рекомендациях приведены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 дисконтирование: Приведение разновременных значений экономических показателей к их ценности на определенный момент времени.
3.2 норма дисконта (ставка дисконта): Показатель, используемый для приведения разновременных величин затрат, эффектов и результатов к начальному периоду расчета (базовому году).
3.3 операционные социально-экономические потери: Потери пользователей автомобильных дорог в период выполнения капитальных ремонтов и ремонтов автомобильных дорог, имеющие периодический характер, зависящие от принятых методов организации работ и времени их проведения.
3.4 проектный срок службы дорожной одежды: Проектная продолжительность эксплуатации дорожной одежды от сдачи дороги в эксплуатацию до первого капитального ремонта или между капитальными ремонтами, соответствующая утвержденным нормам межремонтных сроков службы дорожных одежд.
3.5 расходы пользователей: Эксплуатационные и операционные социально-экономические потери физических и юридических лиц, использующих автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения.
3.6 срок сравнения вариантов дорожной одежды: Период времени, на который рассчитываются интегрированные дисконтированные затраты при технико-экономическом сравнении вариантов дорожных одежд.
3.7 технико-экономическое сравнение вариантов дорожных одежд: Определение дисконтированных показателей, характеризующих эффективность вложения средств в строительство и эксплуатацию дорожных одежд автомобильных дорог, а также учитывающих затраты (потери) пользователей за срок сравнения вариантов дорожных одежд.
3.8 эксплуатационные социально-экономические потери: Потери пользователей автомобильных дорог, вызванные снижением транспортно-эксплуатационных качеств дорожных конструкций в процессе их эксплуатации. Включают потери, обусловленные увеличением себестоимости перевозок, потерь времени пассажиров, капитальных вложений в автомобильный транспорт, потребности предприятий в оборотных средствах и потерь от ДТП.
4.1 Методические рекомендации "Методические рекомендации по технико-экономическому сравнению вариантов дорожных одежд" предназначены для использования Заказчиками (застройщиками), проектными и научными организациями при анализе эффективности конструкций дорожных одежд, подготовке проектной документации для строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог и определяют методику технико-экономического сравнения вариантов дорожных одежд.
4.2 Технико-экономическое сравнение вариантов при проектировании конструкций дорожных одежд федеральных автомобильных дорог осуществляют на основании разработанной и утвержденной методики, изложенной в настоящих рекомендациях.
4.3 Основной принцип, заложенный в методологию данного документа, сравнение общественных затрат (строительные и эксплуатационные, затраты пользователей) за проектный срок службы дорожной одежды (срок сравнения вариантов дорожной одежды) с учетом приведения разновременных затрат к начальному периоду расчета. При технико-экономическом сравнении вариантов учитывается ежегодное изменение состава и интенсивности движения на автомобильной дороге, а также ровность покрытия и скорость движения транспортного потока в течение проектного срока службы дорожной одежды.
5.1.1 Определение сравнительной общественной эффективности разных вариантов устройства и эксплуатации конструкций дорожных одежд осуществляют путем сравнения общественных (народнохозяйственных) затрат, которые имеют место в течение всего расчетного периода при их строительстве, ремонте и содержании, а также при обеспечении заданных размеров автомобильных перевозок.
5.1.2 Рассматриваемые варианты устройства и эксплуатации конструкций дорожных одежд различают между собой как видом конструкций, так и по стратегиям их эксплуатации в течение расчетного периода. В качестве объектов сравнения принимают следующие возможные их комбинации:
- разные виды конструкций дорожной одежды с заданной стратегией ремонтов и содержания каждой из них;
- один и тот же вид дорожной конструкции с разными стратегиями ремонта и содержания;
- разные виды конструкций дорожной одежды с разными стратегиями их ремонта и содержания.
5.1.3 С учетом действующих нормативно-правовой и нормативно-технической баз (межремонтные сроки, расчет затрат на ремонт и содержание) из перечисленных комбинаций в проектах строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог принимают первую комбинацию: разные виды конструкций дорожных одежд с заданными стратегиями ремонтов и содержания каждой из них.
5.1.4 Оценку эффективности устройства и эксплуатации конструкций дорожных одежд производят в расчете на 1 пог. км с параметрами и условиями функционирования автомобильной дороги определенной категории.
5.1.5 В качестве критерия оценки сравнительной эффективности устройства и эксплуатации дорожных одежд, учитывая необходимость достижения тождественных результатов (т.е. обеспечения пропуска одного того же по размерам, составу и структуре транспортного потока с расчетной скоростью движения), принимают минимальное значение показателя интегральных дисконтированных затрат, которое определяют по следующей формуле
, (1)
,
где - порядковый номер рассматриваемого варианта конструкции дорожной одежды;
- количество вариантов конструкций дорожных одежд;
- стоимость устройства дорожной одежды;
- продолжительность расчетного периода (срок сравнения вариантов);
- порядковый номер года расчетного периода (1, …, );
- количество капитальных ремонтов за расчетный период;
- порядковый номер капитального ремонта (1, …, );
- количество ремонтов за расчетный период;
- порядковый номер ремонта (1, …, );
- год проведения -го капитального ремонта;
- затраты на осуществление -го капитального ремонта;
- год проведения -го ремонта;
- затраты на осуществление -го ремонта;
- затраты на содержание конструкции дорожной одежды в году ;
- социально-экономические потери от снижения транспортно-эксплуатационных качеств конструкции дорожной одежды по сравнению с расчетными в году (в том числе и операционные потери пользователей);
- безрисковая социальная норма дисконта в относительных единицах измерения. С учетом изменения указанной нормы дисконта во времени в расчетах принимают среднюю ставку дисконтирования долгосрочной доходности Государственных казначейских обязательств по данным Центробанка Российской Федерации на дату выполнения технико-экономического сравнения вариантов дорожных одежд;
- коэффициент дисконтирования разновременных затрат;
- эффект последействия (остаточная стоимость конструкции дорожной одежды) на год .
Все расчеты осуществляются в текущих ценах.
5.2.1 Расчет выполняют, как правило, для комбинации: разные виды конструкций дорожной одежды с заданной стратегий ремонтов и содержания каждой из них.
5.2.2 Сравнивают не менее трех вариантов равнопрочных конструкций дорожных одежд, расчет которых выполняют по прочности и морозоустойчивости [1,2]. В соответствии с письмом Росавтодора от 21.09.2005 N СП-28/5075-ис [3] предусматривают обязательное сравнение вариантов жестких и нежестких дорожных одежд.
5.2.3 Стратегию ремонта и содержания (межремонтные сроки, расчет затрат на ремонт и содержание) определяют согласно:
- Приложению N 3 к приказу Минтранса России от 01 ноября 2007 г. N 157 "Межремонтные сроки проведения капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования федерального значения" [4];
5.2.4 В зависимости от степени детализации поставленной задачи различают схемы расчетов, отличающихся уровнем агрегации рассматриваемых условий эксплуатации конструкций дорожных одежд.
Наиболее общая схема предусматривает:
- разбиение транспортного потока на шесть групп, находящихся в движении транспортных средств, примерные классификационные характеристики которых приведены в табл.1;
- ежегодную оценку динамики условий движения по автомобильной дороге (по показателям ровности покрытия, интенсивности и скорости движения);
- учет особенностей движения транспортных потоков в период проведения ремонтно-восстановительных воздействий на конструкциях дорожных одежд, в том числе: а) с перерывами и б) без перерывов в движении автомобилей при выполнении дорожных работ;