Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 55231-2012

Группа Г84

     
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ (САРЧ) СУДОВЫХ, ТЕПЛОВОЗНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Общие технические условия

Automatic rotational frequency control systems (ARFCS) of marine, locomotive and industrial reciprocating internal combustion engines. General specifications



ОКС 27.020

ОКП 31 2000

Дата введения 2013-07-01

     
Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью "Центральный научно-исследовательский дизельный институт" (ООО "ЦНИДИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 235 "Двигатели внутреннего сгорания поршневые"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 ноября 2012 г. N 1260-ст

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 3046-4:2009* "Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Характеристики. Часть 4. Регулирование скорости" (ISO 3046-4:2009 "Reciprocating internal combustion engines - Performance - Part 4: Speed governing", NEQ)

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на системы автоматического регулирования частоты вращения (САРЧ) судовых, тепловозных и промышленных поршневых дизельных и газовых двигателей внутреннего сгорания (далее - двигатели) и устанавливает общие технические требования, приемку и методы их испытаний.

Стандарт не распространяется на САРЧ двигателей автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин и авиационных двигателей.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 53638-2009 (ИСО 3046-1:2002, ИСО 15550:2002) Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Общие технические условия

ГОСТ Р 53639-2009 (ИСО 3046-3:2006, ИСО 15550:2002) Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Приемка. Методы испытаний

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 система автоматического регулирования частоты вращения; САРЧ: Замкнутая система, состоящая из объекта регулирования частоты вращения (двигателя) и регулятора частоты вращения.

3.2 настройка частоты вращения: Частота вращения при заданной нагрузке, настроенная органом задания регулятора или, при наличии дистанционного управления, органом задания дистанционного поста управления.

3.3 номинальная настройка частоты вращения: Настройка частоты вращения, соответствующая номинальной частоте вращения двигателя при заданной нагрузке:

- для двигателей с всережимными регуляторами заданная нагрузка равна номинальной;

- для двигателей с однорежимными регуляторами, предназначенными для привода генераторов переменного тока, заданная нагрузка равна 50% номинальной.

3.4 минимальная настройка частоты вращения: Настройка частоты вращения, соответствующая минимально устойчивой частоте вращения двигателя под нагрузкой, определяемой ограничительной характеристикой.

3.5 максимальная настройка частоты вращения: Настройка частоты вращения, соответствующая максимально допустимой частоте вращения двигателя на холостом ходу.

3.6 диапазон настройки частоты вращения: Интервал частоты вращения двигателя между минимальной и максимальной настройками частоты вращения.

3.7 темп изменения настройки частоты вращения: Скорость изменения настройки частоты вращения в пределах диапазона настройки частоты вращения, выраженная в процентах от номинальной частоты вращения в секунду, и рассчитываемая по следующей формуле

,                                                  (1)


где - частота вращения при работе без нагрузки;

- номинальная частота вращения;

- время изменения настройки.

3.8 характеристика нагрузки: Зависимость момента сопротивления на фланце вала отбора мощности двигателя от частоты вращения, характерная для установки, в состав которой входит двигатель.

3.9 погрешность настройки частоты вращения, % номинальной частоты вращения: Наибольшая разность между фактической и заданной (настроенной) частотой вращения, определенная при работе по заданной характеристике нагрузки (например, винтовой).

3.10 статическая характеристика регулятора: Зависимость между установившимися относительным ходом () исполнительного органа регулятора и относительной частотой вращения (), определяемая при фиксированных настройках частоты вращения во всем диапазоне регулирования (рисунок 1). Начальное (0) и номинальное () положения исполнительного органа регулятора, установленного на двигатель, должны соответствовать режимам холостого хода и номинальной мощности.



1 - минимальная статическая характеристика; 2 - ограничительная характеристика; 3 - максимальная статическая характеристика; 4 - номинальная статическая характеристика; 5 - промежуточная статическая характеристика; 6 - характеристика холостого хода

Рисунок 1 - Статические и ограничительная характеристики всережимного регулятора

3.11 наклон статической характеристики регулятора (статизм), , % номинальной частоты вращения: Перепад относительной частоты вращения по статической характеристике между начальным и номинальным положениями исполнительного органа регулятора, определяемый по формуле

,                                                      (2)


где - частота вращения при 0;

- частота вращения при .

3.12 степень непрямолинейности статической характеристики регулятора , %: Наибольшее отклонение формы статической характеристики регулятора от идеализированной прямолинейной. Измеряется перепадом относительных частот вращения по оси между точками пересечения действительной характеристики и касательной к ней, имеющей тот же средний наклон с осью (см. рисунок 1).

3.13 регуляторная характеристика двигателя: Зависимость между установившимся относительным крутящим моментом () и относительной частотой вращения () во всем диапазоне регулирования при фиксированных настройках частоты вращения (рисунок 2).

3.14 номинальная регуляторная характеристика двигателя: Регуляторная характеристика двигателя, соответствующая номинальной настройке частоты вращения.

3.15 наклон регуляторной характеристики двигателя (статизм) , % номинальной частоты вращения: Разность относительных частот вращения по регуляторной характеристике между начальным и номинальным значениями крутящего момента

,                                                        (3)


где - частота вращения при 0;

- частота вращения при .

3.16 степень непрямолинейности регуляторной характеристики двигателя , %: Наибольшее отклонение формы регуляторной характеристики двигателя от идеализированной прямолинейной. Измеряется перепадом относительных частот вращения по оси между точками пересечения действительной характеристики и касательной к ней, имеющей тот же средний наклон с осью (см. рисунок 2).



1 - минимальная регуляторная характеристика; 2 - ограничительная характеристика; 3 - максимальная регуляторная характеристика; 4 - номинальная регуляторная характеристика; 5 - промежуточная регуляторная характеристика; 6 - характеристика холостого хода

Рисунок 2 - Регуляторные и ограничительная характеристики двигателя с всережимным регулятором

3.17 ограничительная характеристика: Зависимость между максимально допускаемым относительным ходом исполнительного органа () или относительным крутящим моментом () и относительной частотой вращения () (см. рисунки 1 и 2).

3.18 степень рассогласования нагрузки при параллельной работе двигателей , %: Наибольшая разность относительных нагрузок данного двигателя и групповой силовой установки.

,                                            (4)


где - фиксированная нагрузка двигателя;

- фиксированная нагрузка групповой силовой установки;

- номинальная нагрузка двигателя;

- номинальная нагрузка групповой силовой установки;

- номинальная нагрузка наиболее мощного из параллельно работающих двигателей.

3.19 нестабильность частоты вращения , % номинальной частоты вращения: Размах колебаний относительной частоты вращения двигателя при установившемся режиме в течение установленного времени (рисунок 3).

.                                                                (5)



Рисунок 3 - Переходный процесс регулирования после сброса нагрузки



Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs