Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.2.033-2013 Методические рекомендации по выполнению инженерно-геологических изысканий на оползнеопасных склонах и откосах автомобильных дорог

     7.1 Маршрутные наблюдения

7.1.1 Маршрутные наблюдения (первичная рекогносцировка) на оползнеопасных участках выполняются по ранее составленной предварительной карте оползневых процессов для:

- первичной оценки масштабов оползневых деформаций и выявления наиболее активных зон;

- определения скорости смещения и периодичности оползня в створе дороги, а также выявления его активности на отдельных фрагментах;

- установления категории технического состояния существующих инженерных сооружений в пределах оползня и смежных с ним участках;

- определения и фотофиксации состояния земляного полотна дороги на момент обследования;

- оценки угрозы безопасности движения транспорта, пешеходов и расположенных рядом с дорогой сооружений.

7.1.2 Маршрутные наблюдения включают в себя осмотр пораженного оползнем участка дороги; составление схем, чертежей и зарисовок трещин, повреждений в покрытии проезжей части; фиксацию просадок, выпоров, перекосов; описание их параметров. При обследовании также рекомендуется фиксировать увлажненные места и проявления суффозионных процессов.

7.1.3 При расположении дороги на основном теле оползня или в пределах зоны его влияния необходимо:

- зафиксировать головной уступ и первые частные уступы по отношении к проезжей части дороги;

- оценить степень устойчивости уступов бортов;

- выявить наличие поперечных трещин в частных уступах (их количество, расположение, ширину раскрытия, наличие обводненности, степень угрозы и т.д.).

7.1.4 При первичной рекогносцировке оползневого участка в створе дороги, прилегающих склонах и откосах, а также фрагментов земляного полотна рекомендуется намечать возможные места бурения скважин (см.раздел 7.2) и установки измерительного оборудования для стационарных наблюдений (см.раздел 7.7).

7.1.5 Предельными границами больших оползней могут являться основные водоразделы между главными гидрографическими единицами - ручьями и реками. На склоне эти границы - гребни, которые определяют группы урочищ.

7.1.6 Положение головы произошедшего оползня нередко может определять родник или их группа, балка, лог или распадок с постоянными или периодическим водотоком, значительно увлажненный участок местности, озеро или пруд, крутой склон, резервуары с водой (лотки, канавы и др.).

7.1.7 Зачастую борта оползня могут теряться в рельефе, тогда границы между оползнем и рельефом определяются по косвенным признакам:

- тело оползня у борта имеются следы растяжения;

- различный цвет травы с разным направлением роста;

- хворост у борта повернут по направлению оползня;

- более рыхлый грунт вблизи к краю оползня;

- корни волочения у деревьев и кустарников растущих у борта и прочее.

7.1.8 Язык оползня определяется по его значительному обводнению, сочной траве, растущей в его пределах и других влаголюбивых растений.

7.1.9 Для первичной оценки величины оползневого процесса рекомендуется использовать таблицу 4.3 СП 11-105 (часть II), использующую следующие критерии его размеров: небольшой (тысячи м), средний (десятки тысяч м), большой (сотни тысячи м), очень большой (миллионы м) и чрезвычайно большой (десятки миллионов м).

7.1.10 Средние оползни при своей активизации могут перекрыть несколько фаций. Оползни большие и очень большие - перекрывают несколько урочищ любой части местности отличной от окружающих частей.

7.1.11 Существующие инженерные сооружения на исследуемом участке обследуются в соответствии с ГОСТ Р 53778 и [2]. Оценка технического состояния земляного полотна дороги проводится по изучению сохранности им профиля, единого створа, отсутствию осадок, ступеней, сплывов на откосах, трещин по грунту.

7.1.12 Анализ полученных данных должен обеспечить выявление причинно-следственных связей образования оползневого процесса в увязке с геологическим и гидрогеологию строением участка, интенсивностью движения, продольным профилем и виражом покрытия автомобильной дороги.