Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 55253-2012

     
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Воздушный транспорт

КОНТРОЛЬ НЕРАЗРУШАЮЩИЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Требования к применению, организации и проведению работ

Airtransport. Non-destructive testing of aircraft. Requirements for the application, organization and performance of test



ОКС 03.220.50

Дата введения 2013-07-01

     
Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004* "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации" (ФГУП "ГосНИИ ГА")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1345-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к применению, организации и проведению работ по неразрушающему контролю авиационной техники и содержит рекомендации по организации работ в процессе технической эксплуатации гражданских воздушных судов (отечественного и зарубежного производства).

1.2 Настоящий стандарт распространяется на эксплуатационные и ремонтные организации воздушного транспорта при проведении работ по неразрушающему контролю авиационной техники.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.563-2009 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений

ГОСТ Р 8.654-2009 Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к программному обеспечению средств измерений. Основные положения

ГОСТ 2.610-2006 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов

ГОСТ 8.315-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов. Основные положения

ГОСТ 18353-79 Контроль неразрушающий. Классификация видов и методов

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1

аттестованное значение стандартного образца: Значение аттестуемой характеристики стандартного образца, установленное при его аттестации и приводимое в паспорте и других документах на стандартный образец с указанием его погрешности.

[ГОСТ 8.315-97, пункт 3.16]

3.1.2

погрешность аттестованного значения стандартного образца: Отклонение аттестованного значения от истинного значения аттестуемой характеристики экземпляра стандартного образца, а также любой его части (доли, навески), используемой для измерений.

[ГОСТ 8.315-97, пункт 3.17]

3.1.3 специальное средство измерений: Средство измерений, разработанное для конкретного изделия или группы изделий авиационной техники, применяемое при испытаниях, техническом обслуживании и (или) ремонте или применяемое для обеспечения деятельности авиационной инфраструктуры, и не подлежащее применению в сфере распространения государственного регулирования обеспечения единства измерений.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

AT - авиационная техника;

ВС - воздушное судно;

ВТ - воздушный транспорт;

ГА - гражданская авиация;

ГМН - государственный метрологический надзор;

ГСО - государственный стандартный образец;

МСО - межгосударственный стандартный образец;

НК - неразрушающий контроль;

ОСО - отраслевой стандартный образец;

ПО - программное обеспечение;

СИ - средство измерений;

СНК - средство неразрушающего контроля;

СО - стандартный образец;

СОП - стандартный образец предприятия;

ССИ - специальное средство измерения;

ТОиР - техническое обслуживание и ремонт.

     4 Организация работ по неразрушающему контролю в условиях организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники

4.1 Организация работ по неразрушающему контролю AT отечественного и зарубежного производства в случае регистрации ВС в Российской Федерации проводится в соответствии с руководящими документами [1] и [2], введенными в действие Указанием Федеральной службы воздушного транспорта России от 12.07.2000 г. N 6.9-38 "О совершенствовании организации работ по технической диагностике и неразрушающему контролю авиационной техники"*. Деятельность организаций по техническому обслуживанию AT, выполняющих работы по НК в процессе технической эксплуатации ВС зарубежного производства, также регламентируется требованиями руководящих документов [3] Европейского агентства по безопасности авиационной деятельности (European Aviation Safety Agency), в том числе в части оформления соответствующих документов, регламентирующих работу подразделений (лабораторий) НК.

________________

* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.     

4.2 Организация работ по неразрушающему контролю AT отечественного и зарубежного производства в случае регистрации ее за границей Российской Федерации проводится в соответствии с руководящим документом для организаций по техническому обслуживанию AT [3], а также, при необходимости, с другими руководящими документами государства регистрации ВС.

     5 Порядок выбора и применения методов и средств неразрушающего контроля

5.1 Выбор методов и средств для контроля AT должен проводиться только специалистами, имеющими подготовку в области НК, или при их непосредственном участии.

5.2 Выбор методов и средств НК должен осуществляться на основе анализа следующих факторов:

- контролепригодности деталей, узлов и элементов конструкций (далее - объекты контроля) AT;

- материала и конструктивных особенностей объектов контроля;

- состояния контролируемых поверхностей;

- мест расположения и ориентации искомых дефектов;

- условий проведения контроля (демонтированные или недемонтированные объекты контроля).

5.3 Выбранные методы и средства НК должны обеспечивать выявление дефектов параметры которых устанавливаются техническими условиями на контроль конкретного объекта AT.

5.4 Контроль объекта AT может проводиться одним методом или комплексом методов.

5.5 Контроль объекта AT комплексом методов допускается проводить:

- для выявления дефектов, различных по форме, расположению и контролируемым параметрам;

- для уточнения типа и параметров дефектов, выявленных визуально-оптическим методом;

- при выявлении дефектов, ранее не возникавших на данном объекте контроля.

5.6 Для контроля объекта AT должны применяться преимущественно средства НК общего и отраслевого назначения, производящиеся серийно.

5.7 Нестандартизованные средства НК, а также средства НК общего и отраслевого назначения, снятые с производства, допускается применять для контроля AT только при условии их соответствия требованиям настоящего стандарта.

5.8 При проведении НК могут применяться вспомогательные устройства, не входящие в комплект поставки применяемых средств (приспособления, специальные преобразователи, средства доставки преобразователей или дефектоскопических материалов к объекту контроля и т.п.). Необходимость применения этих средств определяется нормативными документами на контроль.

5.9 Для настройки, периодической проверки чувствительности и работоспособности средств НК должны применяться стандартные и (или) контрольные образцы.

5.10 Методы и средства НК, используемые на предприятиях ВТ, должны обеспечивать выявление дефектов в деталях, узлах и элементах конструкций, возникающих или проявляющихся при эксплуатации и ремонте AT ВТ.

5.11 Для обнаружения дефектов по 5.1 должны применяться методы НК, классифицированные по ГОСТ 18353.

5.12 Введение и применение методов НК предприятиями ВТ при ТОиР AT должно проводиться в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

5.13 Введение методов и средств контроля AT, определение объема и периодичности их применения должны проводиться на основании:

- результатов лабораторных испытаний объектов контроля AT;

- результатов исследования дефектов, проявившихся в процессе эксплуатации, а также обнаруженных при ремонте AT;

- нормативных документов, устанавливающих требования к качеству деталей, узлов и элементов конструкций AT.

5.14 Контроль AT методами и средствами НК вводят на основании распорядительной эксплуатационной, технологической или методической документации.

5.15 Контроль AT должен проводиться специалистами по НК (дефектоскопистами), аттестованными в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

5.16 Применение методов и средств НК при ТОиР AT должно осуществляться под методическим руководством служб НК предприятий ВТ.

Научно-методическое руководство службами НК предприятий ВТ осуществляет ведущая инспекционная организация ФГУП Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ФГУП ГосНИИ ГА).

5.17 Контроль AT должен проводиться только СНК, соответствующими требованиям настоящего стандарта.

     6 Организация и порядок разработки, согласования и внедрения нормативно-технической документации по неразрушающему контролю

6.1 Основной документацией, определяющей объем применения НК, являются:

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs