Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 51901.21-2012 Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения (Переиздание)

     5 Преимущества и недостатки использования реестра риска


Использование реестра риска является неотъемлемой частью успешной практики менеджмента риска организации. Эффективное ведение реестра риска позволяет улучшать результаты бизнеса путем идентификации и анализа возможных проблем и принимать более обоснованные решения.

Структурированный подход к ведению реестра риска также позволяет идентифицировать больше возможностей для постоянного улучшения.

Основные принципы ведения реестра риска являются общими и в значительной степени не зависят от организационной структуры предприятия.

Информация, полученная из реестра риска, предоставляет персоналу всех уровней организации возможность управления риском, связанным с их деятельностью.

Основные преимущества использования реестра риска включают:

1) Уменьшение количества непредвиденных событий.

Внедрение реестра риска предполагает единую форму идентификации неблагоприятных событий, регистрацию оценки их вероятности и последствий, а также необходимых мер менеджмента риска, направленных на минимизацию вероятности появления и уменьшения неблагоприятных последствий этих событий. Ведение реестра риска позволяет идентифицировать такие события, и, если предотвратить их невозможно, организация может уменьшить их последствия путем подготовки и планирования действий или ответных мер при возникновении этих событий.

2) Улучшение микроклимата коллектива.

Реестр риска обеспечивает эффективное управление риском. Если персонал уверен в своей осведомленности, осознает имеющийся риск и имеет необходимые возможности для управления риском, снижается социальная и психологическая напряженность в коллективе, результаты его работы улучшаются.

3) Улучшение планирования, повышение эффективности и результативности деятельности в целом.

Реестр риска, при наличии доступа к необходимой информации организации, ее процессам и производственной среде, позволяет достигнуть более адекватного и эффективного планирования. Это, в свою очередь, увеличивает способность организации использовать возникающие возможности, сокращать негативные последствия и повышать качество выполнения работ.

4) Экономичность и эффективность.

Применение информации реестра риска может позволить достичь преимуществ в экономичности и эффективности при планировании ресурсов, защите активов и предотвращении дорогостоящих ошибок.

5) Улучшение взаимоотношений с причастными сторонами.

Ведение реестра риска поощряет организацию к ведению более активного двухстороннего диалога со своими внутренними и внешними причастными сторонами. Такой обмен информацией позволяет организации получить данные о реакции причастных сторон на риски организации и принятые решения по обработке риска, а также обеспечивает понимание причастными сторонами причин предпринятых действий.

6) Повышение достоверности информации для принятия решений.

Реестр риска включает всю имеющуюся информацию для принятия решений в области риска.

7) Повышение репутации.

Для инвесторов, кредиторов, страховщиков, поставщиков и потребителей организации реестр риска является наглядным индикатором эффективного функционирования менеджмента риска.

Недостатками реестра риска может быть недостаточно полный охват всех видов риска организации, идентифицированных в реестре риска, и недооценка непредвиденных неблагоприятных событий. Приоритеты, установленные в реестре риска, могут быть установлены неверно. Как правило, основной причиной появления таких недостатков является отсутствие или дефицит необходимой информации.

Основными недостатками применения реестра риска являются трудности, связанные с необходимостью затрат больших усилий, финансовых средств и времени для разработки и ведения реестра риска.