ГОСТ Р ИСО 15007-1-2012
Группа Э65
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭРГОНОМИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Оценка зрительного поведения водителя с учетом информационно-управляющей системы транспортного средства
Часть 1
Определения и параметры
Ergonomics of vehicles. Measurement of driver visual behaviour with respect to transport information and control system. Part 1. Definitions and parameters
ОКС 13.180
43.040.15
Дата введения 2013-12-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика, психология труда и инженерная психология"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1284-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 15007-1:2002* "Транспорт дорожный. Оценка зрительного поведения водителя с учетом информационно-управляющей системы транспортного средства. Часть 1. Определения и параметры" (ISO 15007-1:2002 "Road vehicles - Measurement of driver visual behaviour with respect to transport information and control systems - Part 1: Definitions and parameters").
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5 (подраздел 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
Зрение является основным источником информации для водителя. Водитель смотрит на объекты и события и управляет транспортным средством в соответствии с дорожной ситуацией. Оценка зрительного поведения водителя является методом получения данных о том, сколько времени водитель смотрит на дорогу и на источники информации внутри транспортного средства.
Информационно-управляющие системы транспортного средства (ИУСТ) могут включать в себя видеодисплеи, которые предоставляют водителю информацию. Если эти видеодисплеи имеют элементы управления (например, предназначенные для выбора уровня увеличения изображения или пункта меню), то водитель может зрительно отслеживать свои действия по управлению этими элементами. Такое управление становится частью зрительного поведения водителя, связанного с работой ИУСТ/дисплея. По этой причине следует учитывать не только зрительное поведение, связанное с отображением информации, но также продолжительность и частоту взглядов, сопровождающих управляющие действия водителя.
Проведение сравнения между исследованиями определенных систем транспортного средства в различных условиях является сложной задачей из-за применения неодинаковых подходов и методов анализа.
В настоящем стандарте установлены термины и параметры, относящиеся к сбору и анализу данных о зрительном поведении водителя. Такой подход направлен на оценку реакции водителя на конструкцию транспортного средства, дорожную ситуацию и различные задачи как в реальных, так и смоделированных условиях. В основе настоящего стандарта лежит предположение, что эффективная обработка визуальной информации важна при управлении транспортным средством.
Практическую оценку зрительного поведения водителя в реальных или смоделированных условиях выполняют для выявления распределения внимания водителя между различными объектами. Оно может быть количественно определено с помощью учета направления, продолжительности и частоты взглядов на определенный объект. При данном подходе часто используют оборудование для видеозаписи. Также могут быть использованы более сложные технические средства, с помощью которых производят сбор дополнительной информации о зрительном поведении водителя.
Результаты такой оценки обеспечивают возможность сравнения относительного влияния использования ИУСТ в определенных условиях.
Применяемый в настоящем стандарте международный стандарт разработан техническим комитетом ИСО/ТС 22 "Дорожный транспорт".
В настоящем стандарте установлены основные термины и параметры, применяемые при анализе зрительного поведения водителя. Настоящий стандарт применим при проведении исследований как в реальных, так и в лабораторных условиях.
В настоящем стандарте также приведены минимальные требования к представлению результатов испытаний для оценки информационно-управляющей системы транспортного средства (ИУСТ).
Процедуры, описанные в настоящем стандарте, могут быть также применены для оценки зрительного поведения водителя при отсутствии ИУСТ. Параметры и определения, установленные в настоящем стандарте, могут быть использованы при разработке общего источника справочной информации о зрительном поведении водителя.
Из-за ограничений методов измерения зрительного поведения, связанных, например, с аккомодацией и адаптацией глаз, настоящий стандарт нельзя применять для оценки индикации на лобовом стекле.
Дальнейшее руководство, включающее в себя подробное описание методологии анализа и представления результатов анализа зрительного поведения водителя, приведено в других стандартах. Данные, собранные и проанализированные в соответствии с настоящим стандартом, позволяют провести сравнения между различными ИУСТ, их применением и методами исследований.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты*: