ГОСТ Р 55241.1-2012/ISO/TR 9241-100:2010
Группа Э65
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭРГОНОМИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕК-СИСТЕМА
Часть 100
Введение в стандарты, относящиеся к эргономике программных средств
Ergonomics of human-system interaction. Part 100. Introduction to standards related to software ergonomics
ОКС 13.180 35.180
Дата введения 2013-12-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык документа, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика, психология труда и инженерная психология"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1290-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TR 9241-100:2010* "Эргономика взаимодействия человек - система. Часть 100. Введение в стандарты, относящиеся к эргономике программных средств" (ISO/TR 9241-100:2010 "Ergonomics of human-system interaction - Part 100: Introduction to standards related to software ergonomics", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2018 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Серия стандартов ИСО 9241 охватывает аспекты эргономики аппаратного и программного обеспечения, относящиеся к взаимодействию "человек-система". Отдельные стандарты серии ИСО 9241, их взаимосвязи и потенциальные пользователи описаны в ИСО 9241-1.
Серия ИСО 9241 была пересмотрена, а ее область применения расширена от "проведения офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов" до "эргономики взаимодействия человек-система", чтобы охватить широкий диапазон интерактивных систем. Для обеспечения возможности интеграции в серию ИСО 9241 новых стандартов была разработана структура и схема нумерации стандартов этой серии, позволяющая группировать стандарты по предметным областям.
Эргономика - это наука, рассматривающая вопросы взаимодействия человека с другими элементами системы. Эргономисты применяют теорию, принципы, данные и методы эргономики в процессе проектирования для обеспечения сохранности здоровья человека и оптимизации общей производительности системы. Таким образом, эргономика программного обеспечения рассматривает вопросы применения эргономики к программным аспектам интерактивных систем (например, подсерия ИСО 9241-200 посвящена вопросам проектирования, ориентированного на человека).
Примечание - Существует определенное количество стандартов по эргономике программного обеспечения, которые еще не являются частью подсерии ИСО 9241-100. Эти стандарты будут пересмотрены и встроены в подсерию ИСО 9241-100.
В настоящее время существует большое количество международных стандартов, относящихся к проектированию пользовательских интерфейсов, которые могут быть применены в области эргономики программного обеспечения. Они охватывают широкий диапазон потребностей пользователей стандартов, включая эргономистов, проектировщиков, руководителей проектов, менеджеров, работников или их представителей, потребителей или их представителей, поставщиков и работников органов по сертификации.
Настоящий стандарт разработан с целью помочь потенциальным пользователям стандартов по эргономике программного обеспечения понять, какие стандарты следует применять, исходя из собственных потребностей.
Принципы, рекомендации и требования, приведенные в стандартах по эргономике программного обеспечения, помогают предотвратить возникновение у пользователей проблем с пригодностью использования, таких как:
- дополнительные действия, не требуемые для выполнения задачи;
- вводящая в заблуждение информация;
- пользовательские интерфейсы с недостаточной информацией;
- неожиданная реакция интерактивной системы;
- навигационные ограничения при использовании системы;
- неэффективное восстановление после ошибок.
Применение эргономических принципов, рекомендаций и требований также способствует увеличению уровня доступности.
Применяемый в настоящем стандарте международный стандарт разработан Техническим комитетом ТС 159 "Эргономика" Международной организации по стандартизации (ИСО).
Настоящий стандарт позволяет пользователям стандартов по эргономике программного обеспечения определить стандарты, являющиеся наиболее важными для разработки программного обеспечения, получить обзор содержания этих стандартов, понять их роль в установлении требований к пользователю, проектированию и оценке пользовательских интерфейсов и понять взаимосвязь между различными стандартами.
Стандарты по эргономике программного обеспечения применимы ко всем программным компонентам интерактивной системы, которые оказывают влияние на пригодность использования, включая:
- прикладные программы (в том числе интернет-приложения);
- операционные системы;
- встроенное программное обеспечение;
- программные средства проектирования;
- вспомогательные технологии.
Диапазон стандартов, рассмотренных в настоящем стандарте, включает основные международные стандарты по эргономике программного обеспечения и международные стандарты по процессам и методам, относящимся к эргономике программного обеспечения.
Настоящий стандарт предоставляет сводную информацию по стандартам, которые могут быть использованы представителями следующих профессий:
- эргономистами;
- специалистами в области пригодности использования;
- проектировщиками;
- руководителями проектов;
- менеджерами;
- работниками или их представителями;
- потребителями или их представителями;
- поставщиками;
- работниками органов по сертификации.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 эргономика (изучение факторов, влияющих на человека) (ergonomics study of human factors): Научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека с другими элементами системы, предполагающая использование теории, принципов, данных и методов для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы.
[ИСО 6385:2004, определение 2.3]
2.2 пригодность использования (usability): Свойство продукции, при наличии которого установленный пользователь может применять продукцию в определенных условиях использования для достижения установленных целей с необходимой результативностью, эффективностью и удовлетворенностью.
[ИСО 9241-11:1998, определение 3.1]
2.3 условия использования (context of use): Пользователи, задачи, оборудование (аппаратное обеспечение, программное обеспечение, материалы), физическая и социальная среда, в которых используют продукцию.
[ИСО 9241-11:1998, определение 3.5]
2.4 результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
[ИСО 9241-11:1998, определение 3.2]
2.5 эффективность (efficiency): Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.
[ИСО 9241-11:1998, определение 3.3]
2.6 удовлетворенность (satisfaction): Отсутствие дискомфорта и положительное отношение к использованию продукции.
[ИСО 9241-11:1998, определение 3.4]
2.7 доступность (accessibility): Свойство продукции, систем, сред или оборудования, при наличии которого они могут быть использованы людьми с самым широким диапазоном возможностей для достижения установленных целей в определенных условиях использования.
Примечание - Условия использования включают прямое использование или использование с помощью вспомогательных технологий.
[ISO/TR 22411:2008, определение 3.6]
2.8 доступность (интерактивных систем) (accessibility <interactive systems>): Пригодность использования продукта, услуги, среды или оборудования людьми с самым широким диапазоном возможностей.
Примечание 1 - Понятие доступности включает в себя полный диапазон возможностей пользователей, а не относится только к пользователям с ограниченными возможностями.
Примечание 2 - Понятие доступности, ориентированной на пригодность использования, имеет целью достижение наивысших возможных уровней результативности, эффективности и удовлетворенности в определенных условиях использования, при этом особое внимание уделяется полному диапазону возможностей в пределах совокупности пользователей.
[ИСО 9241-20:2008, определение 3.1]
2.9 интерактивная система (interactive system): Сочетание компонентов аппаратного и программного обеспечения, которое получает информацию, вводимую пользователем, и сообщает ему свой ответ, помогая пользователю в работе или выполнении задачи.
Примечание - Термин "система" часто используют вместо термина "интерактивная система".
[ИСО 13407:1999, определение 2.1]
2.10 пользовательский интерфейс (user interface): Компоненты интерактивной системы (программное обеспечение и аппаратное обеспечение), которые предоставляют пользователю информацию и возможность управления для выполнения производственных заданий.
[ISO 9241-110:2006, определение 3.9]
2.11 диалог (dialogue): Взаимодействие между пользователем и интерактивной системой, рассматриваемое как последовательность действий пользователя (вводы) и ответных реакций системы (выводы), направленное на достижение цели.
Примечание 1 - Действия пользователя включают не только ввод данных, но и навигационные действия.
Примечание 2 - Понятие диалога охватывает как форму (синтаксис), так и смысл (семантику) взаимодействия.
[ИСО 9241-110:2006, определение 3.2]
3.1 Польза от применения стандартов, относящихся к эргономике программного обеспечения
Стандарты, относящиеся к эргономике программного обеспечения, предназначены в первую очередь для пользователей интерактивных систем. Именно потребности пользователей стали причиной создания стандартов в области эргономики программного обеспечения. Их применение может способствовать созданию более пригодных к использованию, доступных и логичных пользовательских интерфейсов, которые способствуют повышению производительности.
3.2 Действующие международные стандарты, относящиеся к эргономике программного обеспечения