Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ Р 55241.1-2012/ISO/TR 9241-100:2010

Группа Э65

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭРГОНОМИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕК-СИСТЕМА

Часть 100

Введение в стандарты, относящиеся к эргономике программных средств

Ergonomics of human-system interaction. Part 100. Introduction to standards related to software ergonomics

ОКС 13.180 35.180

Дата введения 2013-12-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык документа, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика, психология труда и инженерная психология"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1290-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TR 9241-100:2010* "Эргономика взаимодействия человек - система. Часть 100. Введение в стандарты, относящиеся к эргономике программных средств" (ISO/TR 9241-100:2010 "Ergonomics of human-system interaction - Part 100: Introduction to standards related to software ergonomics", IDT).

________________

     * Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.



При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2018 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Серия стандартов ИСО 9241 охватывает аспекты эргономики аппаратного и программного обеспечения, относящиеся к взаимодействию "человек-система". Отдельные стандарты серии ИСО 9241, их взаимосвязи и потенциальные пользователи описаны в ИСО 9241-1.

Серия ИСО 9241 была пересмотрена, а ее область применения расширена от "проведения офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов" до "эргономики взаимодействия человек-система", чтобы охватить широкий диапазон интерактивных систем. Для обеспечения возможности интеграции в серию ИСО 9241 новых стандартов была разработана структура и схема нумерации стандартов этой серии, позволяющая группировать стандарты по предметным областям.

Эргономика - это наука, рассматривающая вопросы взаимодействия человека с другими элементами системы. Эргономисты применяют теорию, принципы, данные и методы эргономики в процессе проектирования для обеспечения сохранности здоровья человека и оптимизации общей производительности системы. Таким образом, эргономика программного обеспечения рассматривает вопросы применения эргономики к программным аспектам интерактивных систем (например, подсерия ИСО 9241-200 посвящена вопросам проектирования, ориентированного на человека).

Примечание - Существует определенное количество стандартов по эргономике программного обеспечения, которые еще не являются частью подсерии ИСО 9241-100. Эти стандарты будут пересмотрены и встроены в подсерию ИСО 9241-100.


В настоящее время существует большое количество международных стандартов, относящихся к проектированию пользовательских интерфейсов, которые могут быть применены в области эргономики программного обеспечения. Они охватывают широкий диапазон потребностей пользователей стандартов, включая эргономистов, проектировщиков, руководителей проектов, менеджеров, работников или их представителей, потребителей или их представителей, поставщиков и работников органов по сертификации.

Настоящий стандарт разработан с целью помочь потенциальным пользователям стандартов по эргономике программного обеспечения понять, какие стандарты следует применять, исходя из собственных потребностей.

Принципы, рекомендации и требования, приведенные в стандартах по эргономике программного обеспечения, помогают предотвратить возникновение у пользователей проблем с пригодностью использования, таких как:

- дополнительные действия, не требуемые для выполнения задачи;

- вводящая в заблуждение информация;

- пользовательские интерфейсы с недостаточной информацией;

- неожиданная реакция интерактивной системы;

- навигационные ограничения при использовании системы;

- неэффективное восстановление после ошибок.

Применение эргономических принципов, рекомендаций и требований также способствует увеличению уровня доступности.

Применяемый в настоящем стандарте международный стандарт разработан Техническим комитетом ТС 159 "Эргономика" Международной организации по стандартизации (ИСО).

     1 Область применения

Настоящий стандарт позволяет пользователям стандартов по эргономике программного обеспечения определить стандарты, являющиеся наиболее важными для разработки программного обеспечения, получить обзор содержания этих стандартов, понять их роль в установлении требований к пользователю, проектированию и оценке пользовательских интерфейсов и понять взаимосвязь между различными стандартами.

Стандарты по эргономике программного обеспечения применимы ко всем программным компонентам интерактивной системы, которые оказывают влияние на пригодность использования, включая:

- прикладные программы (в том числе интернет-приложения);

- операционные системы;

- встроенное программное обеспечение;

- программные средства проектирования;

- вспомогательные технологии.

Диапазон стандартов, рассмотренных в настоящем стандарте, включает основные международные стандарты по эргономике программного обеспечения и международные стандарты по процессам и методам, относящимся к эргономике программного обеспечения.

Настоящий стандарт предоставляет сводную информацию по стандартам, которые могут быть использованы представителями следующих профессий:

- эргономистами;

- специалистами в области пригодности использования;

- проектировщиками;

- руководителями проектов;

- менеджерами;

- работниками или их представителями;

- потребителями или их представителями;

- поставщиками;

- работниками органов по сертификации.

     2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 эргономика (изучение факторов, влияющих на человека) (ergonomics study of human factors): Научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека с другими элементами системы, предполагающая использование теории, принципов, данных и методов для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы.

[ИСО 6385:2004, определение 2.3]

2.2 пригодность использования (usability): Свойство продукции, при наличии которого установленный пользователь может применять продукцию в определенных условиях использования для достижения установленных целей с необходимой результативностью, эффективностью и удовлетворенностью.

[ИСО 9241-11:1998, определение 3.1]

2.3 условия использования (context of use): Пользователи, задачи, оборудование (аппаратное обеспечение, программное обеспечение, материалы), физическая и социальная среда, в которых используют продукцию.

[ИСО 9241-11:1998, определение 3.5]

2.4 результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

[ИСО 9241-11:1998, определение 3.2]

2.5 эффективность (efficiency): Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

[ИСО 9241-11:1998, определение 3.3]

2.6 удовлетворенность (satisfaction): Отсутствие дискомфорта и положительное отношение к использованию продукции.

[ИСО 9241-11:1998, определение 3.4]

2.7 доступность (accessibility): Свойство продукции, систем, сред или оборудования, при наличии которого они могут быть использованы людьми с самым широким диапазоном возможностей для достижения установленных целей в определенных условиях использования.

Примечание - Условия использования включают прямое использование или использование с помощью вспомогательных технологий.


[ISO/TR 22411:2008, определение 3.6]

2.8 доступность (интерактивных систем) (accessibility <interactive systems>): Пригодность использования продукта, услуги, среды или оборудования людьми с самым широким диапазоном возможностей.

Примечание 1 - Понятие доступности включает в себя полный диапазон возможностей пользователей, а не относится только к пользователям с ограниченными возможностями.

Примечание 2 - Понятие доступности, ориентированной на пригодность использования, имеет целью достижение наивысших возможных уровней результативности, эффективности и удовлетворенности в определенных условиях использования, при этом особое внимание уделяется полному диапазону возможностей в пределах совокупности пользователей.


[ИСО 9241-20:2008, определение 3.1]

2.9 интерактивная система (interactive system): Сочетание компонентов аппаратного и программного обеспечения, которое получает информацию, вводимую пользователем, и сообщает ему свой ответ, помогая пользователю в работе или выполнении задачи.

Примечание - Термин "система" часто используют вместо термина "интерактивная система".


[ИСО 13407:1999, определение 2.1]

2.10 пользовательский интерфейс (user interface): Компоненты интерактивной системы (программное обеспечение и аппаратное обеспечение), которые предоставляют пользователю информацию и возможность управления для выполнения производственных заданий.

[ISO 9241-110:2006, определение 3.9]

2.11 диалог (dialogue): Взаимодействие между пользователем и интерактивной системой, рассматриваемое как последовательность действий пользователя (вводы) и ответных реакций системы (выводы), направленное на достижение цели.

Примечание 1 - Действия пользователя включают не только ввод данных, но и навигационные действия.

Примечание 2 - Понятие диалога охватывает как форму (синтаксис), так и смысл (семантику) взаимодействия.


[ИСО 9241-110:2006, определение 3.2]

     3 Международные стандарты и эргономика программного обеспечения

3.1 Польза от применения стандартов, относящихся к эргономике программного обеспечения

Стандарты, относящиеся к эргономике программного обеспечения, предназначены в первую очередь для пользователей интерактивных систем. Именно потребности пользователей стали причиной создания стандартов в области эргономики программного обеспечения. Их применение может способствовать созданию более пригодных к использованию, доступных и логичных пользовательских интерфейсов, которые способствуют повышению производительности.

3.2 Действующие международные стандарты, относящиеся к эргономике программного обеспечения

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs