Недействующий
Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли


ГОСТ Р 54406-2011

Группа Р23

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПАНДУСЫ, УСТАНОВЛЕННЫЕ НА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ, ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ КРЕСЕЛ-КОЛЯСОК И ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННОЙ ПОДВИЖНОСТЬЮ

Требования безопасности и испытания

Ramps installed on vehicles for wheelchair users and for people restricted in their mobility. Safety requirements and testing



ОКС 11.180.10

        11.040.40

Дата введения 2013-01-01

     
Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства для инвалидов"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 сентября 2011 г. N 311-ст

4 Настоящий стандарт идентичен национальному стандарту Германии ДИН 32985-2012* "Пандусы, установленные на транспортных средствах, для пользователей кресел-колясок и людей с ограниченной подвижностью. Требования безопасности и испытания" (DIN 32985-2012 "Ramps installed on vehicles for wheelchair users and for people restricted in their mobility - Safety requirements and testing").

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных европейских региональных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение


В разделах 5-8 приведены требования безопасности в соответствии с законом о техническом производственном оборудовании (закон о безопасности оборудования). Стандарт был разработан рабочей группой NA 053-01-05 АА "Lifter" в комитете стандартов спасательных служб и больниц (NARK) Института стандартизации ФРГ DIN.

Следует обратить внимание на то, что некоторые из этих документов могут быть предметом патентных прав. Институт стандартизации ФРГ DIN не несет ответственности за идентификацию каких-нибудь или всех таких патентных прав.

Изменения

Предыдущие издания:

DIN 32985: 1998-06, 2004-04;

DIN 32985, Исправление 1:2005-02.

По сравнению с первоначальным DIN 32985 были внесены следующие изменения:

a) область применения расширена для пандусов железнодорожного транспорта и автобусов на базе автомобилей класса М2; на базе легковых автомобилей - исключены из области применения;

b) область применения дополнена для пандусов, приводимых в действие вручную.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности для пандусов, используемых совместно с транспортным средством или транспортированием (далее - транспортные средства), либо пандусов, являющихся частью транспортного средства для инвалидов-колясочников и других лиц с физическими ограничениями. Пандусы могут быть механизированными, с ручным управлением или приводимыми в действие вручную.

Настоящий стандарт распространяется на следующие транспортные средства:

- рельсовые транспортные средства, такие как железные дороги, метро и пригородные поезда, трамваи, автомобили специальной конструкции;

- автобусы на базе автомобилей класса М2.

Настоящий стандарт не распространяется на автомобили, используемые для транспортирования лиц с физическими ограничениями.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты*:

_______________

* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.


ДИН ЕН 349-2008 Безопасность машин. Минимальные расстояния, предохраняющие части человека от повреждений (DIN EN 349-2008, Safety of machinery - Minimum gaps to avoid crushing of parts of the human body)

ДИН EH 982-2009 Безопасность машин и механизмов. Требования безопасности гидравлических и пневматических систем и их компонентов. Гидравлика (DIN EN 982-2009, Safety of machinery - Safety requirements for fluid power systems and their components - Hydraulics)

ДИН EH 1760-1-2009 Безопасность машин. Защитные устройства, чувствительные к давлению. Часть 1. Общие принципы конструирования и испытания чувствительных к давлению ковриков и полов (DIN EN 1760-1-2009, Safety of machinery - Pressure sensitive protective devices - Part 1: General principles for the design and testing of pressure sensitive mats and pressure sensitive floors)

ДИН EH 10025-2-2005 Изделия горячекатаные из конструкционных сталей. Часть 2. Технические условия поставки для нелегрованной конструкционной стали (DIN EN 10025-2-2005, Hot rolled products of structural steels - Part 2: Technical delivery conditions for non-alloy structural steels)

ДИН EH 60204-1-2007 Электрооборудование промышленных машин. Безопасность. Часть 1. Общие требования (DIN EN 60204-1-2007, Safety of machinery - Electrical equipment of machines - Part 1: General requirements)

ДИН EH 60947-5-1-2010 Аппаратура коммутационная и механизмы управления низковольтные. Часть 5-1. Устройства и коммутационные элементы цепей управления. Электромеханические устройства цепей управления (DIN EN 60947-5-1-2010, Low-voltage switchgear and controlgear - Part 5-1: Control circuit devices and switching elements - Electromechanical control circuit devices)

ДИН EH ИСО 12100-1 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методология (ИСО 12100-1:2003) [(DIN EN ISO 12100-1, Safety of machinery - Basic concepts, general principles for design - Part 1: Basic terminology, methodology (ISO 12100-1:2003)]

ДИН EH ИСО 12100-2 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические принципы (ИСО 12100-2:2003) [(DIN EN ISO 12100-2, Safety of machinery - Basic concepts, general principles for design - Part 2: Technical principles (ISO 12100-2:2003)]

ДИН EH ИСО 13857 Безопасность машин и механизмов. Безопасные расстояния для обеспечения недоступности опасных зон для верхних и нижних конечностей (ИСО 13857:2008) [(DIN EN ISO 13857, Safety of machinery - Safety distances to prevent hazard zones being reached by upper and lower limbs (ISO 13857:2008)]

ДИН EH ИСО 14122-2 Безопасность машин. Постоянные средства доступа к машинам. Часть 2. Рабочие платформы и мостики (ИСО 14122-2:2001) [(DIN EN ISO 14122-2, Safety of machinery - Permanent means of access to machinery - Part 2: Working platforms and walkways (ISO 14122-2:2001)]

BGR 181 BG Памятка для полов в производственных помещениях и участках работы с опасностью поскользнуться (BGR 181 BG, Floors in work rooms and work areas with risk of slipping)

TRBS 1203 Технические правила надежности (Technical Rules for reliability)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 пандус (rampe): Вспомогательное устройство в области двери, которое требует наружной опоры и по которому можно плавно (без ступенек) пройти или проехать на кресле-коляске (инвалидной коляске).

3.2 ручное управление (handbetatigung): Управление с помощью мускульной силы без приводного механизма.

3.3 ручной привод (handantrieb): Приведение в действие с помощью мускульной силы без приводного механизма.

3.4 механизированный привод (kraftantrieb): Пневматический, гидравлический или электрический привод.

3.5 номинальная грузоподъемность (nenntragfahigkeit): Максимальная нагрузка, которой нагружают пандус, находящийся в выдвинутом положении.

3.6 зона опасности (gefahrbereich): Любая территория на, под или вокруг пандуса, в которой человек подвергается риску травмирования или причинения вреда здоровью.

3.7 рабочая зона (arbeitsbereich): Территория, на которой находятся люди, выполняющие какую-либо деятельность согласно предписанию на, под или рядом с пандусом.

3.8 зона движения (verkehrsbereich): Территория, которая используется для передвижения людей и/или транспортных средств и в которой можно заехать или съехать с пандуса.

3.9 квалифицированное лицо (befahigte person): Лицо, которое обладает требуемыми специальными знаниями вследствие профессионального образования, опыта работы и работы в настоящее время для проведения испытаний производственного оборудования.

3.10 нагрузка (last): Суммарная масса человека с ограниченной возможностью передвижения, необходимого для него транспортного средства и сопровождающего лица.

     4 Опасность (угроза)

4.1 Общие положения

В данном разделе приведен перечень опасностей, которые могут возникнуть вблизи/при применении/использовании пандусов. Перечень опасностей основан на европейских региональных промышленных стандартах ДИН ЕН ИСО 12100-1 и ДИН ЕН ИСО 12100-2.

4.2 Механическая опасность

4.2.1 Опасность раздавливания, когда части пандуса придвигаются друг к другу или к неподвижным частям транспортного средства, или к окружающим предметам таким образом, что могут зажать людей или части их тел.

4.2.2 Опасность порезов, когда части пандуса плотно двигаются относительно друг друга или неподвижных частей транспортного средства таким образом, что могут отрезать части тел.

4.2.3 Опасность захвата, когда выступающие острые края, углы, клинья, винты, смазочные ниппели, валы, концы валов и т.п. вращаются таким образом, что могут намотать и увлечь за собой людей, части тел или детали одежды.

4.2.4 Опасность втягивания, когда части пандусов вращаются друг против друга таким образом, что образуется сужение, в которое могут быть втянуты люди, части тел или детали одежды.

4.2.5 Опасность удара, когда подвижные или неподвижные части пандусов находятся в зоне движения или в рабочей зоне таким образом, что люди могут о них удариться.

4.2.6 Опасность падения грузов, находящихся на пандусе, или частей пандуса.

4.2.7 Опасность выхода из строя вследствие недостаточной прочности несущей конструкции, несущих средств или деталей двигателя.

4.2.8 Опасность выплескивания гидравлической жидкости под высоким давлением.

4.2.9 Опасность упасть, споткнувшись о пандус.

4.2.10 Опасность поскользнуться на пандусе.

4.2.11 Опасность соскользнуть с выдвинутого пандуса.

4.3 Опасности вследствие электроэнергии

4.3.1 Прямое или непрямое касание деталей, находящихся под электрическим напряжением.

4.3.2 Воздействие окружающей среды на электрические устройства.

4.4 Опасности термических воздействий при касании сильно разогретых деталей двигателей, проводки, баков для гидравлической жидкости и т.д.

4.5 Опасности вследствие шума.

4.6 Опасности вследствие пренебрежения эргономическими требованиями при монтаже пандусов (например, ширина и наклон).

4.7 Опасности вследствие манипулирования пандусом (например, из-за собственной массы пандуса).

4.8 Опасности, вызываемые сбоем в энергоснабжении, разрушением деталей оборудования или другими функциональными нарушениями.

4.9 Опасности из-за отсутствия, отключения или неправильной установки устройств безопасности.

4.10 Комбинация/сочетание опасностей.