ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Оценка соответствия
ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ОРГАНОВ ИНСПЕКЦИИ
Conformity assessment. Requirements for the operation of various types of bodies performing inspection
ОКС 03.120.10
Дата введения 2013-06-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 079 "Оценка соответствия"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1673-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО/МЭК 17020:2012* "Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции" (ISO/IEC 17020:2012 "Conformity assessment - Requirements for the operation of various types of bodies performing inspection", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Апрель 2020 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт был разработан с целью повышения доверия к органам инспекции.
Органы инспекции проводят оценки от имени частных клиентов, своих головных организаций или официальных властей с целью предоставления им информации о соответствии проверяемых объектов регламентам, стандартам, техническим требованиям, схемам инспекции или условиям контрактов. Параметры инспекции могут включать количество, качество, безопасность, соответствие назначению, непрерывное выполнение требований к безопасности установок или систем в процессе эксплуатации. Настоящий национальный стандарт гармонизирует общие требования, которым должны соответствовать эти органы, для того чтобы их услуги были приняты заказчиками и органами надзора.
Настоящий стандарт охватывает деятельность органов инспекции, работа которых может включать экспертизу материалов, продукции, установок, предприятий, процессов, рабочих методик или услуг, определение их соответствия требованиям и последующее представление отчета о результатах их деятельности заказчикам, а когда требуется - властям. Инспекция может касаться всех этапов жизненного цикла этих объектов, включая стадию проектирования. Такая работа обычно требует вынесения профессионального суждения при проведении инспекции, в частности при оценке соответствия общим требованиям.
Настоящий национальный стандарт может использоваться в качестве документа, содержащего требования по аккредитации, паритетной оценке или другим оценкам.
Такая совокупность требований подлежит толкованию применительно к конкретным секторам.
Инспекционная деятельность может частично совпадать с проведением испытаний и сертификации, когда эти виды деятельности обладают общими характеристиками. Однако важное отличие состоит в том, что многие виды инспекций предполагают вынесение профессиональной оценки для определения приемлемости с точки зрения общих требований. По этой причине орган, проводящий инспекцию, должен обладать необходимой компетентностью для выполнения поставленной задачи.
Инспекция может быть частью более крупных процессов. Например, инспекция может использоваться для осуществления надзора в рамках схемы сертификации продукции. Инспекция может быть деятельностью, предшествующей техническому обслуживанию или просто предоставляющей информацию об инспектируемом объекте без определения соответствия установленным требованиям. В таких случаях может потребоваться дополнительное толкование.
Подразделение инспектирующих органов на категории А, В и С является, по существу, мерой, обеспечивающей их независимость. Подтверждаемая независимость инспектирующего органа может усилить доверительное отношение заказчиков инспектирующего органа в его способности проводить инспекцию с абсолютной беспристрастностью.
Настоящий международный стандарт устанавливает требования к компетентности органов инспекции, а также к беспристрастности и последовательности их действий.
Он применим к органам инспекции категории А, В или С, как определено в настоящем стандарте, и он относится к любому этапу инспекции.
Примечание - Этапы инспекции включают проектирование, проверку типа, первоначальную инспекцию, инспекцию в процессе эксплуатации и надзор.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт. Для датированных ссылок применяют только указанное издание стандарта. Для недатированных - последнее издание (включая все изменения).
ISO/IEC 17000, Conformity assessment - Vocabulary and general principles (Оценка соответствия. Словарь и общие принципы.)
В настоящем стандарте применены термины и определения по ИСО/МЭК 17000, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 инспекция (inspection): Исследование продукции (3.2), процесса (3.3), услуги (3.4) или установки, или их проекта и определение их соответствия конкретным требованиям или, на основе профессиональной оценки, общим требованиям.
Примечания
1 Инспекция процессов может включать инспекцию персонала, технических средств, технологии или методологии.
2 Процедуры или схемы инспекции могут ограничивать инспекцию только проведением обследования.
3 Определение заимствовано из стандарта ИСО/МЭК 17000:2004 (4.3).
4 Термин "объект" используется в настоящем национальном стандарте для обозначения продукции, процесса, услуги или установки в зависимости от обстоятельств.
3.2 продукция (product): Результат процесса.
Примечания
1 В стандарте ИСО 9000:2005 упоминаются четыре общие категории продукции:
- услуги (например, перевозки) (см. определение в п.3.4);
- программные средства (например, компьютерная программа, словарь);
- технические средства (например, двигатель, механическая деталь);
- переработанные материалы (например, смазка).
Многие виды продукции содержат элементы, относящиеся к разным общим категориям продукции. Называется ли в этом случае продукция услугой, программным продуктом, техническим средством или переработанным материалом, будет зависеть от главенствующего элемента.
2 Продукция включает результаты природных процессов, такие как рост растений и формирование других природных ресурсов.
3 Определение заимствовано из стандарта ИСО/МЭК 17000:2004 (3.3).
3.3 процесс (process): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.
Примечание - Определение заимствовано из стандарта ИСО 9000:2005.
3.4 услуга (service): Результат по меньшей мере одного действия, непременно осуществляемого во взаимодействии между поставщиком и потребителем, причем такой результат носит, как правило, нематериальный характер.
Примечания
1 Предоставление услуги может включать, к примеру, следующее:
- деятельность, осуществляемую на поставляемой потребителем материальной продукции (например, нуждающийся в ремонте автомобиль);
- деятельность, осуществляемую на поставляемой потребителем нематериальной продукции (например, заявление о доходах, необходимое для определения размера налога);
- предоставление нематериальной продукции (например, информации в смысле передачи знаний);
- создание благоприятных условий для потребителей (например, в гостиницах и ресторанах).
2 Определение заимствовано из стандарта ИСО 9000:2005 (3.4.2, примечание 2).
3.5 орган инспекции (inspection body): Орган, проводящий инспекцию (3.1).
Примечание - Орган инспекции может быть организацией или частью организации.
3.6 система инспекции (inspection system): Правила, процедуры и менеджмент для осуществления инспекции.
Примечания
1 Система инспекции может функционировать на международном, региональном, национальном или субнациональном уровне.
2 Определение заимствовано из стандарта ИСО/МЭК 17000:2004 (2.7).
3.7 схема инспекции (inspection scheme): Система инспекции (3.6), к которой применимы те же конкретные требования, правила и процедуры.
Примечания
1 Схемы инспекций могут функционировать на международном, региональном, национальном или субнациональном уровне.
2 Схемы иногда также называют "программами".
3 Определение заимствовано из стандарта ИСО/МЭК 17000:2004 (2.8).
3.8 беспристрастность (impartiality): Наличие объективности.
Примечания
1 Объективность означает отсутствие или разрешение конфликтов интересов, чтобы исключить их негативное влияние на последующую деятельность органа инспекции.
2 К другим терминам, передающим элемент беспристрастности, относятся независимость, отсутствие конфликта интересов, непредвзятость, непредубежденность, нейтральность, честность, широта взглядов, равное отношение, беспристрастность суждений, сбалансированность.
3.9 апелляция (appeal): Просьба лица, предоставляющего объект инспекции, в орган инспекции о пересмотре этим органом вынесенного им решения в отношении данного объекта.
Примечание - Определение заимствовано из стандарта ИСО/МЭК 17000:2004 (6.4).
3.10 жалоба (претензия) (complaint): В отличие от апелляции выражение неудовлетворенности деятельностью органа инспекции со стороны какого-либо лица или какой-либо организации с ожиданием ответа.
Примечание - Определение заимствовано из стандарта ИСО/МЭК 17000:2004 (6.5).
4.1.1 Инспекционная деятельность должна вестись беспристрастно.
4.1.2 Орган инспекции должен нести ответственность за беспристрастность своей инспекционной деятельности и не должен подвергаться коммерческому, финансовому или иному давлению, дискредитирующему его беспристрастность.
4.1.3 Орган инспекции должен постоянно выявлять угрозы беспристрастности. Сюда относятся риски, связанные с его деятельностью, или с его контактами, или контактами его персонала. Однако такие контакты не обязательно ставят под угрозу его беспристрастность.
Примечание - Контакты, которые ставят под угрозу беспристрастность органа инспекции, могут быть основаны на правах собственности, подчиненности, менеджменте, персонале, совместно используемых ресурсах, финансировании, контрактах, маркетинге (в том числе имиджевой рекламе) и выплате торговых комиссионных или другом финансовом поощрении за привлечение новых заказчиков и т.п.
4.1.4 В случае выявления угрозы беспристрастности орган инспекции должен быть в состоянии продемонстрировать, как он устраняет или минимизирует эту угрозу.