Кабина машиниста и другие помещения электровоза должны быть оснащены системами:
- обеспечения микроклимата (включающей систему кондиционирования воздуха с функциями подогрева и охлаждения воздуха, систему "климат-контроль", систему принудительной приточно-вытяжной вентиляции с функциями подачи, распределения и очистки подаваемого наружного воздуха, очистки и обеззараживания рециркуляционного воздуха, а также исполнение электровоза с необходимой степенью герметичности и теплоизоляции);
- шумо- и виброзащиты;
- освещения;
- защиты от электромагнитных излучений.
11.7.1 Состояние воздушной среды в кабине машиниста должно соответствовать требованиям гигиенических нормативов для предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны [4].
Параметры микроклимата, характеристики систем обеспечения микроклимата, уровни шума, инфразвука, общей вибрации, электромагнитных излучений в кабине машиниста не должны выходить за пределы допустимых значений, установленных требованиями санитарных правил (см. [1], приложения N 1, 5, 6, 8, 9, 10, 14).
Системы обеспечения микроклимата должны поддерживать в автоматическом режиме параметры микроклимата в кабине машиниста в пределах допустимых значений в диапазоне рабочих температур наружного воздуха от минус 50 °С до плюс 40 °С и сохранять работоспособность (функционировать) при предельных рабочих температурах от минус 50 °С до плюс 45 °С (при климатическом исполнении У по ГОСТ 15150).
11.7.2 Характеристики теплоизоляционных свойств ограждений кабины машиниста должны отвечать следующим требованиям:
- средний коэффициент теплопередачи ограждений - не более 1,7 Вт/(м·К);
- температурный коэффициент герметичности - не более 55·10 1/(ч·°С).
Температура поверхности нагревательных приборов или их ограждений в помещениях электровоза должна быть не более 55 °С, а температура нагреваемых поверхностей (подлокотники, панели) не должна превышать 45 °С.
Температура нагретого воздуха, подаваемого в зону размещения ног локомотивной бригады, должна быть не выше 35 °С.
Температура подаваемого в кабину машиниста охлажденного воздуха (на расстоянии 100 мм от выходного отверстия) должна быть не ниже 16 °С.
11.7.3 Температура воздуха в кабине машиниста должна поддерживаться автоматически в пределах допустимых значений с точностью ±1 °С относительно среднего значения с возможностью ручной коррекции ее величины в диапазоне ±2 °С.
Управление системой обеспечения микроклимата в кабине должно осуществляться с пульта машиниста.
Допускаемый темп изменения средней температуры воздуха не должен превышать 1 °С за 10 мин.
При длительном отстое на открытом воздухе и отрицательных температурах наружного воздуха должен быть обеспечен дежурный обогрев кабины машиниста (в том числе от внешнего источника электроснабжения) с обеспечением температуры в кабине на уровне не ниже 5 °С, а при длительном отстое в теплый период года - дежурное охлаждение с обеспечением температуры в кабине не более 35 °С.
Система обеспечения микроклимата должна осуществлять предварительный обогрев (от температуры режима дежурного обогрева) и предварительное охлаждение (от температуры режима дежурного охлаждения) до температуры, соответствующей допустимым значениям (по пункту 11.7.1), за время подготовки электровоза в рейс, определяемое условиями эксплуатации.
11.7.4 Система приточно-вытяжной вентиляции (в режиме подогрева и охлаждения) должна обеспечивать подачу наружного воздуха на 1 человека в кабину машиниста не менее 30 м/ч.
Допускается подача воздуха в кабину в зависимости от температуры наружного воздуха в количествах, установленных требованиями санитарных правил [1] (приложение N 4).
11.7.5 Должен быть обеспечен подпор воздуха (избыточное давление):
- для кабин машиниста электровозов с конструкционной скоростью менее 160 км/ч - не менее 15 Па;
- для кабин машиниста электровозов с конструкционной скоростью 160 км/ч и выше - не менее 30 Па.
11.7.6 Система защиты от неблагоприятного воздействия шума и вибрации должна включать меры по оснащению кабины вибро- и шумозащитными покрытиями и устройствами, обеспечивающими выполнение санитарных правил [1] (пункт 11.37.1 и приложения N 8, 9, 10):
- кабина машиниста изнутри должна иметь вибро- и шумогасящее покрытие;
- внутренние помещения электровоза должны быть отделены друг от друга перегородками с шумопоглощающими свойствами;
- кресла машиниста должны быть оборудованы вибропоглощающими устройствами.
Система вибродемпфирования не должна резонировать с колебаниями кузова кабины машиниста. Пружинящие и демпфирующие элементы сиденья кресла не должны быть источником шума. Кресло машиниста своим демпфированием не должно усиливать вибрацию и амплитуду толчков на стыках рельсов.