Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 55364-2012 Электровозы. Общие технические требования

11.5 Охрана здоровья

11.5.1 Конструкция электровоза должна предусматривать подножки и поручни для подъема в кабину машиниста с земляного полотна, лестницу и люк для выхода на крышу электровоза. Параметры подножек и поручней для подъема в кабину машиниста с земляного полотна, входных дверей в кабину, проходов машинного отделения и требования к лестнице и люку для выхода на крышу электровоза представлены в таблице 13.


Таблица 13 - Параметры подножек и поручней для подъема в кабину машиниста с земляного полотна, входных дверей в кабину, проходов машинного отделения и требования к лестнице и люку для выхода на крышу электровоза

Наименование показателя

Нормативное значение

Шаг подножек по высоте, мм, не более

400
(для электровозов с охватывающей рамой кузова и колесом номинальным диаметром более 1220 мм допускается увеличение шага до 550 мм в пределах не более двух подножек)

Ширина подножек, мм, не менее

300

Глубина опорной поверхности подножек, мм, не менее

60

Глубина свободного пространства от внешней кромки подножки, мм, не менее

150

Диаметр поручня для подъема по рабочей длине, мм

19-38

Зазор между поручнями и кузовом, мм, не менее

45

Начало рабочего участка поручня от уровня верха головки рельса, мм, не выше

1500

Входные двери в кабину:

ширина проема, мм, не менее

530


высота проема, мм, не менее

1740


открывание

Внутрь тамбура (машинного отделения)


ручки входных дверей, расположенные с наружной стороны электровоза

Должны иметь замкнутый контур

Длина желобков для стока дождевой воды над боковыми окнами и входными дверями должна быть больше с каждой стороны ширины окон и дверей на, мм, не менее

150

Лестница и люк для подъема и выхода на крышу электровоза:

невозможность использования лестницы и люка для выхода на крышу электровоза при наличии напряжения на токоприемнике, а также невозможность подъема токоприемника при рабочем положении лестницы или открытой крышке люка

Расположение лестницы и люка в высоковольтной камере (ВВК), имеющей блокировочное устройство; или наличие блокирующего устройства на лестнице или крышке люка при расположении лестницы вне ВВК


размер люка для выхода на крышу электровоза, мм, не менее

500x500

Ширина настила для осмотра крышевого оборудования, мм

300-400 (допускается до 250 мм в местах установки люков на длине до 2500 мм)

Закрытые переходные площадки:

ширина, мм, не менее

600


высота, мм, не менее

1800

Ширина проходов в машинном отделении и коридоров, мм, не менее

500 (допускается сужение до 400 мм на длине не более 1000 мм)

Высота прохода в машинном отделении и коридоров, мм, не менее

1900 (допускается до 1780 мм на длине не более 2000 мм)

Поверхность внутренних стенок кузова в местах прохода персонала

Отсутствие острых частей и выступов

Крепление площадок, подножек и поручней должно быть рассчитано на действие сил, кН, не менее

2



11.5.2 Конструкция электровоза должна обеспечивать возможность обслуживания его составных частей в процессе эксплуатации. Наружные лестницы на крышу должны быть закрыты запираемыми на замок щитами.

11.5.3 Выступающие детали конструкции и оборудования электровоза не должны иметь острых ребер и углов, способных травмировать локомотивную бригаду и ремонтный персонал.

11.5.4 Многосекционные электровозы должны быть оборудованы закрытыми переходными площадками для обеспечения безопасного перехода локомотивной бригады из одной секции в другую.

11.5.5 Вращающиеся части электрических машин, вентиляторов, компрессоров и другого оборудования электровоза должны быть ограждены.

11.5.6 На электровозе должны быть нанесены следующие знаки безопасности:

- "Запрещается пользоваться открытым огнем и курить" по ГОСТ Р 12.4.026 - на крышках аккумуляторных отсеков (ящиков);

- "Не подниматься на крышу без заземления контактного провода" - на крышках люков или около люков и лестниц, ведущих на крышу электровоза;

- "Не открывать при поднятом токоприемнике" - на расположенных вне высоковольтных контейнеров ящиках, электрических аппаратах и на стенках щитов измерительных приборов; на панелях пульта управления, не имеющих блокировок в цепях управления токоприемников, на напряжение выше 42 В переменного тока и 110 В постоянного тока, допускается заменять знак безопасности с текстом "Не открывать при поднятом токоприемнике" на щитах и дверцах, открыть которые невозможно без применения инструмента, на знак "Опасность поражения электрическим током" по ГОСТ Р 12.4.026;

- "Опасность поражения электрическим током" по ГОСТ Р 12.4.026 - на крышках коллекторных люков, на остове вспомогательных машин, расположенных вне высоковольтных контейнеров, а также на дверях и щитах высоковольтных контейнеров, панелях пульта управления, не имеющих блокировок в цепях управления токоприемников.

На электрических машинах с напряжением ниже 42 В переменного тока и 110 В постоянного тока знак "Опасность поражения электрическим током" по ГОСТ Р 12.4.026 допускается не устанавливать.

11.5.7 Переходные площадки между секциями электровозов должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.056 (пункт 1.2.1).

11.5.8 Подножки и поручни всех назначений должны быть расположены в пределах габарита железнодорожного подвижного состава. Поверхность ступенек, площадок, подножек и настилов пола машинного отделения должна препятствовать скольжению.

11.5.9 Должен быть предотвращен доступ обслуживающего персонала и посторонних лиц к незащищенным (неизолированным) частям электрооборудования электровоза, находящихся под напряжением и которое может стать источником поражения электрическим током.

11.5.10 На электровозе должен быть предусмотрен санузел для локомотивной бригады, оснащенный туалетным комплексом замкнутого типа.

Емкость бака-сборника рассчитывают исходя из условий эксплуатации электровоза, она должна быть достаточной для накопления стоков до планового опорожнения. Сборный бак должен иметь индикацию заполняемости и защиту от переполнения. Должен быть обеспечен контроль опорожнения сборного бака.

Конструкция туалетной системы должна обеспечивать возможность промывки, дезинфекции и опорожнения бака-сборника при помощи специальной установки в местах отстоя электровоза (в депо) через быстроразъемное соединение на сливной панели, исключающее соприкосновение персонала с фекальными сбросами.

Вентиляция сборного бака должна предотвращать возможность попадания запахов в помещение санузла.

Сборный бак, трубопроводы, арматура, находящиеся в неотапливаемой части и снаружи электровоза, должны иметь теплоизоляцию и электроподогрев для предотвращения замораживания при движении и на стоянке. Исполнение бака-сборника должно не допускать его разрушения в случае отключения электропитания при температуре минус 10 °С в течение 12 ч. Также должна быть предусмотрена техническая возможность сброса содержимого бака за пределы железнодорожного полотна при угрозе его замораживания (в нештатных ситуациях). Должна быть предусмотрена возможность пломбирования указанного устройства.

11.5.11 Для исключения возможности попадания локомотивной бригады и обслуживающего персонала под напряжение должны быть предусмотрены блокировки дверей высоковольтных камер и шкафов, обеспечивающие безопасное обслуживание одиночного электровоза, а также двух электровозов, работающих по системе многих единиц. Также должна быть обеспечена недоступность токоведущих частей, подключенных к электрооборудованию, способному удерживать электрическую энергию после отключения, на время, превышающее время саморазряда, и иметь устройства в соответствии с ГОСТ 12.2.056 (пункт 2.13).

11.5.12 Для заземления крышевого оборудования должен быть использован высоковольтный заземлитель с ручным приводом, приводимым в действие при разблокировании высоковольтных камер. Для заземления силовых конденсаторов должен быть использован заземлитель с ручным приводом. Должна быть исключена возможность входа в высоковольтную камеру без заземления крышевого оборудования и силовых конденсаторов. Допускается использование одного заземлителя, совмещающего в себе функции заземлителя крышевого оборудования и заземлителя силовых конденсаторов. Также следует использовать заземлитель с автоматическим приводом, но с визуальным контролем заземления.