4.1 Настоящий методический документ рекомендуется использовать при устройстве, приемке в эксплуатацию, восстановлении и содержании дорожных тросовых ограждений.
4.2 Разрешается применять в дорожных тросовых ограждениях следующие элементы, изготовленные только в заводских условиях по проектам, утвержденным в установленном порядке, и принятые контролирующей организацией, уполномоченной в соответствии с нормативно-законодательными актами Российской Федерации в области строительства.
Одностороннее ограждение - боковое. Удерживает автомобиль от выезда с проезжей части или на полосу встречного движения. Удар автомобиля об ограждение может быть с одной стороны. Устанавливается по боковым сторонам дороги или в некоторых случаях на разделительной полосе при двойном ограждении для удержания автомобилей на каждой стороне движения.
Двустороннее ограждение - медианное. Удерживает автомобиль от выезда на полосу встречного движения, удар которого об ограждение может быть с двух сторон. Устанавливается по оси разделительной полосы или со смещением.
4.3 При изготовлении элементов дорожного тросового ограждения рекомендуется руководствоваться требованиями ГОСТ Р 52607-2006. Элементы тросовых ограждений с приведенными размерами, использующиеся в качестве примера в разделах 5, 6 и 10, а также приведенные в приложении А, разработаны МАДИ, изготовлены в качестве опытной партии на предприятии-производителе и удовлетворяют требованиям подраздела 4.7.
4.4 При разработке проектов на установку ограждений рекомендуется места их размещения назначать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52398-2005 и ГОСТ Р 52399-2005, а шаг стоек выбирать в зависимости от динамического прогиба и уровня удерживающей способности по ГОСТ Р 52607-2006 на основании расчета.
На автомобильных дорогах, улицах и мостовых сооружениях применяют ограждения различной удерживающей способности, которая соответствует одному из десяти уровней, приведенных в ГОСТ Р 52607-2006.
Необходимо соблюдать параметры проекта и спецификацию для определения требуемого расстояния между стойками при монтаже. Изменение расстояния между стойками возможно в случае сложности их монтажа (наличие коммунальных сетей, водопроводных труб и др.) и должно быть согласовано с проектировщиком и изготовителем.
Значения удерживающей способности ограждений рассчитываются для конкретной конструкции, определяются расчетом и подтверждаются натурными испытаниями. Высота тросового ограждения в зависимости от уровня удерживающей способности варьируется от 0,75 (У1-У3) до 1,5 м (У6-У10). Для повышения удерживающей способности ограждения рекомендуется увеличивать число тросов, а также применять перевивку тросов относительно стоек.
4.5 Тросовые ограждения устанавливаются в опасных местах дорог на основании анализа, который должен включать рассмотрение объемов транспортных потоков, состав потока по классам автомобилей, историю пересечений разделительной полосы и съездов с обочин, количество инцидентов, соотношения высот и длин ограждений и конфигурацию разделительной полосы или обочины с параметрами откоса [1].
В таблице 1 указаны требования по удерживающей способности ограждений в зависимости от категорий автомобильных дорог.
Наименьший радиус поворота автомобильной дороги, при котором обеспечивается ровное положение тросового ограждения в плане и необходимый натяг тросов, не должен быть менее 60 м. Рекомендуемое расстояние от кромки проезжей части до линии ограждения - не менее 1 м; от бровки земляного полотна или сплошной линии разметки (при установке по центру дороги) - от 0,5 м.
Таблица 1 - Требования по уровням удерживающей способности тросовых ограждений на автомобильных дорогах
Участок автомобильной дороги | Категория автомобильной дороги и число полос движения в обоих направлениях | |||||
I | II | III | IV | V | ||
Шесть полос и более | Четыре полосы | Две-четыре полосы | Две полосы | Одна полоса | ||
Уровни удерживающей способности | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Обочины прямолинейных участков дорог и с кривыми в плане радиусом более 600 м. Обочины с внутренней стороны кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке протяженностью 100 м | У4-У5 | УЗ-У4 | УЗ-У4 | У2-УЗ | У1-У2 | |
Обочины с внешней стороны кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке протяженностью 100 м | У5-У6 | У4-У5 | УЗ-У4 | У2-У4 | У1-УЗ | |
Обочины на вогнутой кривой в продольном профиле, сопрягающей участки с абсолютным значением алгебраической разности встречных уклонов не менее 50% | У5-У6 | У4-У5 | УЗ-У4 | У2-УЗ | У1-У2 | |
Разделительная полоса | У5-У6 | У4-У5 | - | - | - |
Примечание - Категория автомобильной дороги соответствует ГОСТ Р 52398-2005.
4.6 Установку ограждения выполняют по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке, после окончания работ по планировке и укреплению обочин, откосов земляного полотна или разделительной полосы.
4.7 При разработке новых конструкций ограждений необходимо [2, 3]:
- сделать расчетный анализ удерживающей способности конструкции ограждения;
- осуществить лабораторные испытания элементов ограждения (проверяются демпфирующая способность самих тросов, качество обжатия в концевых муфтах);
- провести натурные испытания (примечание к пункту 5.1);
- получить сертификат.
4.8 Фундаменты для стоек и анкерных блоков следует изготавливать из бетона класса по прочности не ниже В35 и марки по морозостойкости не ниже F200-F300 по ГОСТ 10060.0-95.
4.9 Предельные отклонения размеров элементов ограждения должны соответствовать указанным отклонениям в рабочих чертежах на эти элементы. Предельные отклонения неуказанных размеров составляют ±IT 14/2 по ГОСТ 25347-82.
Все стальные элементы ограждения (металлоконструкции) должны быть оцинкованы горячим способом. Толщина слоя от 80 до 120 мкм.
4.10 На резьбовые поверхности стальных элементов ограждения допускается наносить защитное покрытие цинконаполненной краской после их монтажа.
4.11 Поверхность элементов ограждения должна быть ровной, однородной, без трещин, раковин, пузырей, заусенцев и загрязнений. Элементы ограждения не должны иметь острых кромок.