ГОСТ Р ИСО 7516-2012
Группа Н59
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧАЙ РАСТВОРИМЫЙ
Отбор проб для анализа
Instant tea. Sampling
ОКС 67.140.10
ОКСТУ 9109
Дата введения 2014-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004* "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 1.0-2012. - Примечание изготовителя базы данных.
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Некоммерческой организацией "Российская Ассоциация производителей чая и кофе "РОСЧАЙКОФЕ" (Ассоциация "РОСЧАЙКОФЕ") на основе аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4, который выполнен ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 451 "Чай, кофе и напитки на их основе"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 ноября 2012 г. N 1257-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 7516:1984* "Чай быстрорастворимый в твердой форме. Отбор проб" (ISO 7516:1984 "Instant tea in solid form - Sampling").
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5 (пункт 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Введение
Являясь натуральным продуктом, растворимый чай может проявлять различные свойства в зависимости от сезона изготовления и/или источника листового материала. Особенно важными являются такие технологические характеристики, как насыпная плотность, сыпучесть порошка и размер частиц. Поэтому пробу из каждой поставки или партии целесообразно готовить на предприятии и направлять заказчику для одобрения прежде, чем растворимый чай будет отправлен с предприятия.
Чтобы подтвердить, что определенная партия растворимого чая соответствует техническим условиям контракта, покупатель может произвести отбор проб из репрезентативного количества ящиков (коробок) по прибытии продукта на его территорию. Растворимый чай упаковывают и транспортируют в герметичных пакетах из влагонепроницаемого материала, защищающих его от воздействия внешней среды. Ввиду гигроскопичности и хрупкости продукции необходимо предпринимать специальные меры, чтобы исключить при отборе проб неблагоприятное влияние внешней среды на саму пробу и остальную часть партии.
Настоящий стандарт устанавливает методы отбора проб растворимого чая и распространяется на отбор проб из упаковок любого объема.
Установлены отдельные методы отбора проб в местах производства, транспортирования и реализации.
Кроме того, для отбора проб на некоторых из перечисленных этапов устанавливают специальные меры предосторожности в зависимости от того, будут ли отобранные пробы использованы для определения характеристик частиц чая (например, насыпная плотность, сыпучесть, размер частиц) или его состава (например, содержание влаги, золы).
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями*:
_______________
* Термины и определения учитывают, но не идентичны терминам и определениям ИСО 3534 "Статистика. Словарь и условные обозначения" (ISO 3534 "Statistics - Vocabulary and Symbols").
2.1 поставка (consignment): Количество товара, отправленного или полученного в одно время, сопровождаемое одним комплектом документов.
Примечание - Поставка может состоять из одной или нескольких партий или их частей.
2.2 партия (lot; break): Определенное количество растворимого чая, предположительно с одинаковыми характеристиками, взятое из поставки произведенной продукции, одинаково упакованное.
2.3 первичная проба (primary sample)*: Небольшое количество растворимого чая, отобранное в одно время из одной точки отдельной единицы упаковки, или, в определенных случаях, содержимое отдельной упаковки (массой менее 1 кг).
_______________
* В ИСО 3534 для этих целей используется термин "мгновенная проба" (increment), однако этот термин не используется в чайной отрасли применительно к отбору проб.
Примечание - Набор первичных проб отбирается из различных мест партии.
2.4 объемная проба (bulk sample): Количество растворимого чая, полученное объединением первичных проб, отобранных из различных мест партии, характеризующее качество растворимого чая в партии.
2.5 лабораторная проба (laboratory sample): Определенное количество растворимого чая, отобранное из объемной пробы, характеризующее качество растворимого чая в партии и предназначенное для анализа.
2.6 место производства (point of manufacture): Место на предприятии, в котором растворимый чай помещают в первую непосредственную упаковку до момента, когда потребительскую тару герметично закроют.
2.7 потребительская (первичная) тара (immediate container): Тара, с которой растворимый чай находится в непосредственном контакте; может быть помещена в другую (транспортную) тару.
Примечание - Примеры потребительской тары:
а) запечатанный пакет, применяемый для объемного транспортирования растворимого чая, помещенный в дополнительный контейнер, например, картонный ящик;
б) стеклянный сосуд или запечатанный пакет, помещенный в потребительскую упаковку для розничной торговли.
2.8 упаковка для розничной торговли (retail pack): Любая упаковка, в которой потребительская тара содержит менее 1 кг растворимого чая.
3.1 Отбор проб должен осуществляться лицами, назначенными покупателем и/или продавцом, и при необходимости в присутствии продавца и покупателя или их представителей.
3.2 Отбор проб проводят в закрытом помещении таким образом, чтобы пробы растворимого чая, инструмент для отбора проб и посуда, в которую помещают пробы, были защищены от случайного загрязнения и других внешних факторов, способных повлиять на характеристики проб, например, влажности, пыли, излучения и т.д.
Особое внимание должно быть уделено тому, чтобы инструмент для отбора проб был чистым и сухим, а также свободным от посторонних запахов, которые могут повлиять на пробы растворимого чая.
3.3 Все операции (например, объединение первичных проб в объемную, упаковывание проб) осуществляют таким образом, чтобы избежать изменений характеристик проб растворимого чая.
3.4 Если при отборе проб обнаруживают, что партия по внешнему виду неоднородна (см. 2.2), отбор прекращают, о чем информируют лицо, заказавшее отбор проб.
4.1 Количество единиц потребительской тары для отбора проб
Количество единиц потребительской тары от одной партии, из которых следует отобрать пробы, должно соответствовать значениям, установленным в 4.1.1-4.1.3, если иное не предписано контрактом или 4.3.
4.1.1 Потребительская тара, содержащая более 20 кг растворимого чая
Если в потребительской таре содержится более 20 кг рассыпного растворимого чая, то минимальное число единиц тары от одной партии, из которой следует отобрать пробы, должно соответствовать значениям, указанным в таблице 1.
Таблица 1
Количество единиц потребительской тары в партии, шт. | Объем выборки, шт. | |||||
От | 2 | до | 10 | включ. | 2 | |
" | 11 | " | 25 | " | 3 | |
" | 26 | " | 100 | " | 5 | |
Более 100 | 7 |
4.1.2 Потребительская тара, содержащая не более 1 кг растворимого чая
Если потребительская тара содержит не более 1 кг растворимого чая, минимальное число единиц тары от одной партии, из которой следует отобрать пробы, должно соответствовать значениям, указанным в таблице 2, при условии, что достигается необходимая масса лабораторной пробы.
Таблица 2
Количество единиц потребительской тары в партии, шт. | Объем выборки, шт. | |||||
До | 25 | 3 | ||||
От | 26 | до | 100 | включ. | 5 | |
" | 101 | " | 300 | " | 7 | |
" | 301 | " | 500 | " | 10 | |
" | 501 | " | 1000 | " | 15 | |
" | 1001 | " | 3000 | " | 20 | |
Более 3000 | 25 |
4.1.3 Потребительская тара, содержащая от 1 кг до 20 кг растворимого чая
Минимальное число единиц потребительской тары от одной партии, из которой следует отобрать пробы, должно соответствовать значениям из таблиц 1 или 2 по соглашению заинтересованных сторон.
4.2 Процедура случайного отбора проб
Упаковки, из которых следует отобрать пробы, выбирают в случайном порядке с использованием таблиц случайных чисел. При отсутствии таблиц случайных чисел применяют следующую процедуру:
Пусть - число единиц потребительской тары в партии, - число единиц потребительской тары, из которых следует отобрать пробы. Начиная с любой потребительской тары, отсчитывают каждую -ую потребительскую тару, где - целая часть от . Продолжают отсчитывать и выбирать каждую -ую потребительскую тару до тех пор, пока не будет отобрано необходимое количество упаковок.
Если потребительская тара содержит не более 1 кг растворимого чая и помещена в дополнительные ящики, коробки или блоки, приблизительно 20% (но не менее 2 шт.) ящиков, коробок или блоков должно быть выбрано в случайном порядке. Из каждого ящика, коробки или блока в случайном порядке должно быть выбрано равное количество единиц потребительской тары так, чтобы их общее количество соответствовало значению, указанному в 4.1.2.
4.3 Первичные пробы