Цементы, применяемые в транспортном строительстве, должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготавливаться по технологической документации, утвержденной предприятием-изготовителем.
5.1 Вещественный состав цемента конкретного типа с учетом примечания к таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 31108.
5.2 Прочность на сжатие цемента конкретного класса прочности в возрасте 2; 7 и 28 сут должна соответствовать требованиям ГОСТ 31108.
Примечание - До отмены ГОСТ 10178 ориентировочное соотношение между марками цемента по ГОСТ 10178 и классами прочности по ГОСТ 31108, если необходимо, определяют по приложению А настоящего стандарта.
5.3 Прочность на растяжение при изгибе цемента для бетона дорожных и аэродромных покрытий должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 2.
Таблица 2 - Прочность на растяжение при изгибе
Срок испытаний, сут | Прочность на растяжение при изгибе, МПа, не менее, цемента класса | |||||
32,5Н | 32,5Б | 42,5Н | 42,5Б | 52,5Н | 52,5Б | |
2 | - | 3,9 | 3,9 | 4,1 | 4,1 | 4,4 |
7 | 4,1 | - | - | - | - | - |
28 | 5,5 | 5,5 | 6,0 | 6,0 | 6,5 | 6,5 |
5.4 Удельная поверхность цемента для бетона дорожных и аэродромных покрытий, а также для изготовления железобетонных изделий и мостовых конструкций должна быть не менее 270 и не более 350 м/кг при измерении методом воздухопроницаемости.
5.5 Начало схватывания цемента для бетона дорожных и аэродромных покрытий, дорожных оснований и цемента, применяемого для изготовления железобетонных изделий и мостовых конструкций, в том числе железобетонных труб, должно наступать не ранее 2 ч от начала затворения.
5.6 Цемент, применяемый в транспортном строительстве, должен выдерживать испытания на равномерность изменения объема. Расширение не должно превышать 10 мм.
5.7 Содержание щелочных оксидов в пересчете на () в цементе для бетона дорожных и аэродромных покрытий не должно превышать 0,8% массы цемента.
5.8 Водоотделение цемента для бетона дорожных и аэродромных покрытий и изготовления железобетонных изделий и мостовых конструкций не должно быть более 28%.
5.9 Цемент для бетона дорожных и аэродромных покрытий не должен обладать признаками ложного схватывания.
5.10 Содержание в цементе, применяемом для транспортного строительства, нерастворимого остатка, оксида серы, оксида магния и иона хлора должно соответствовать требованиям ГОСТ 31108.
5.11 Требования к материалам
5.11.1 Портландцементный клинкер
Минералогический состав клинкера, используемого для изготовления цемента для бетона дорожных и аэродромных покрытий, мостовых конструкций и железобетонных изделий, используемых в транспортном строительстве, должен соответствовать приведенному в таблице 3.
Для изготовления цемента для бетона дорожных оснований и укрепления грунтов применяют портландцементный клинкер, соответствующий требованиям ГОСТ 31108.
Таблица 3 - Минералогический состав портландцементного клинкера
Клинкерный минерал | Содержание клинкерного минерала, % массы клинкера, применяемого для изготовления цемента | |
для бетона дорожных и аэродромных покрытий | для железобетонных изделий и мостовых конструкций | |
, не более | 7 | 7 |
Сумма (), не более | 24 | - |
, не менее | 55 | 55 |
5.11.2 Минеральные добавки - основные компоненты цемента
Минеральные добавки, допускаемые к применению в соответствии с ГОСТ 31108, при содержании их в цементе свыше 6% его массы за вычетом массы материалов, содержащих сульфат кальция, а также суммарной массы технологических и специальных добавок, относятся к основным компонентам цемента.
При расчете содержания добавки по ГОСТ Р 51795 полученные результаты округляют до ближайшего целого числа.
При изготовлении цемента для бетона дорожных и аэродромных покрытий, для железобетонных изделий и мостовых конструкций в качестве основного компонента применяют только добавку доменного гранулированного шлака по ГОСТ 3476.