ГОСТ Р ИСО 22514-1-2012
Группа Т59
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статистические методы
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ
Часть 1
Основные принципы
Statistical methods. Process management. Part 1. General principles
ОКС 03.120.30
Дата введения 2013-12-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 125 "Статистические методы в управлении качеством продукции"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1273-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 22514-1:2009* "Статистические методы в управлении процессами. Воспроизводимость и пригодность. Часть 1. Основные принципы" (ISO 22514-1:2009 "Statistical methods in process management - Capability and performance - Part 1: General principles and concepts").
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5 (подраздел 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
0.1 В настоящем стандарте рассмотрены основные аспекты "воспроизводимости" и "пригодности" процессов. Для более полного понимания следует познакомиться с ИСО 22514-3, ISO/TR 22514-4 и ИСО 21747. Эти документы дополняют стандарт в части использования установленных настоящим стандартом методов и процедур.
_______________
ИСО 22514-3:2008 "Статистические методы в управлении процессом. Воспроизводимость и пригодность. Часть 3. Изучение рабочих характеристик машин для измерений на дискретных частях".
ISO/TR 22514-4:2007 "Статистические методы в управлении процессом. Воспроизводимость и пригодность. Часть 4. Оценки возможностей процессов и измерение характеристик".
ИСО 21747:2006 "Статистические методы. Статистики пригодности и воспроизводимости процесса для количественных характеристик качества".
Процесс может быть дискретным или непрерывным. Дискретный процесс - это процесс последовательного изготовления различных единиц продукции (объектов), непрерывный процесс - это процесс изготовления непрерывной продукции (например, рулон бумаги).
Целью процесса является изготовление продукции или выполнение услуги, которые должны удовлетворять установленным требованиям. Требования к процессу установлены в виде требований к одной или нескольким характеристикам продукции или услуги. Однако при анализе воспроизводимости или пригодности процесса рассматривают только одну характеристику. Характеристика может быть количественной или качественной. Измерения характеристики могут быть представлены действительными или натуральными числами. Процесс может быть описан дискретным или непрерывным стохастическим процессом.
Дискретный процесс может быть описан с помощью:
- действительных чисел;
- натуральных чисел;
- признаков, указывающих, какое событие из ряда событий произошло для конкретных объектов.
Например, набором событий для конкретных объектов может быть приемлемая или неприемлемая окраска.
Обычно дискретный стохастический процесс обозначают , где - выход -го элемента из процесса. В случае, когда характеристика является свойством, - значение, присвоенное каждому свойству из набора, используемое для характеристики процесса. Для дискретного процесса индекс обычно обозначает номер объекта в последовательности изготовленных объектов (единиц). Однако иногда в качестве индекса удобно использовать время от заданного момента времени до окончания изготовления объекта.
Если процесс является непрерывным, существуют различные возможности для назначения индекса с учетом особенностей продукции. Если продукцией, например, является рулон бумаги, в качестве индекса может быть выбрана длина ленты бумаги от фиксированной точки или время изготовления от заданного момента времени.
Необходимо заметить, что обычно существует корреляция между последовательными значениями характеристики стохастического процесса.
Стохастический случайный процесс может быть стационарным или нестационарным. Строгое определение стационарного случайного процесса в стандарте не приведено. Важным свойством стационарного процесса является то, что для существует распределение, которое не зависит от .
Процесс, удовлетворяющий установленным требованиям, должен быть стационарным или четко определенным нестационарным процессом (например, периодическим процессом).
Для оценки процесса выполняют исследование его пригодности. Исследование пригодности должно начинаться с теоретического исследования всех элементов процесса до его реализации. Если параметры на различных этапах процесса проанализированы, процесс может быть принят к разработке и внедрению.
Численное исследование работы процесса основано на отборе и обработке выборки. При исследовании процесса на вопросы о процессе необходимо иметь достоверные ответы. Самым важным вопросом является вопрос о стационарности процесса, его устойчивости или предсказуемости в течение заданного времени. Для процесса важно идентифицировать распределение контролируемых характеристик процесса и получить оценки параметров этого распределения с достаточно малой дисперсией. На основе этой информации на следующем этапе исследования пригодности процесса необходимо установить свойства исследуемых характеристик и решить, являются ли они приемлемыми. Если свойства являются неприемлемыми, параметры процесса должны быть изменены так, чтобы получить процесс с приемлемыми свойствами.
Для полностью определенного и функционирующего процесса (который был принят) проводят исследование воспроизводимости процесса. На этом этапе исследования процесса необходимо обеспечить, чтобы параметры процесса и, таким образом, стохастический процесс не изменялись или изменялись предсказуемым образом.
Исследования индексов пригодности и воспроизводимость все чаще используют для оценки производственного оборудования процесса и измерительного оборудования в соответствии с установленными критериями. В зависимости от обстоятельств используют различные виды исследований.
0.2 Понятия пригодности и воспроизводимости процесса в последнее время изменились. Наиболее существенное изменение состоит в философском разделении понятий "воспроизводимости" и "пригодности". Главное отличие состоит в том, находится ли процесс в состоянии статистической устойчивости (воспроизводимость) или нет (пригодность). Это приводит к введению двух видов индексов (см. 2.2 и 2.3), что необходимо для обеспечения устойчивого различия между этими состояниями процесса, так как в процессе производства продукции из-за отсутствия соответствующих индексов изготовители часто не могут определить состояние своих процессов.
Применяемый в настоящем стандарте международный стандарт разработан Техническим комитетом ИСО/ТС 69 "Применение статистических методов".
Настоящий стандарт устанавливает общие принципы анализа воспроизводимости и пригодности производственных процессов. Такой анализ позволяет составить представление о состоянии процесса при необходимости анализа его воспроизводимости или при определении соответствия продукции производственного процесса или оборудования установленным требованиям. Такая ситуация является очень распространенной при контроле качества, когда целью исследования является некоторая часть представленной на приемку продукции. Такие исследования также могут быть использованы, когда необходимо решение относительно готовой продукции или при решении других задач. Приведенные в стандарте методы универсальны и применимы во многих ситуациях.
Настоящий стандарт применим:
- организациями при проверке соответствия выпускаемой продукции установленным требованиям;
- организациями при проверке продукции поставщиков на соответствие установленным требованиям;
- внутренними и внешними по отношению к организации сторонами, занимающимися проведением аудита для проверки соответствия продукции установленным требованиям;
- подразделениями организации, занимающимися анализом и оценкой существующей производственной ситуации для идентификации направлений улучшения производственного процесса.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 Основные термины
2.1.1 требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
[ИСО 9000:2005, 3.1.2]
2.1.2 процесс (process): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.
Примечание 1 - Входами процесса часто являются выходы других процессов.
Примечание 2 - Процессы в организации, как правило, планируются и выполняются в управляемых условиях с целью добавления ценности.
Примечание 3 - Адаптированное определение по ИСО 3534-2:2006, 2.1.1.
_______________
См. также пункт 3.4.1 ГОСТ Р ИСО 9001-2008.
2.1.3 система (system): Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
[ИСО 9000:2005, 3.2.1]
2.1.4 продукция (product): Результат процесса.
Примечание 1 - Существует четыре общие категории продукции:
- услуги (например, перевозки);
- программные средства (например, компьютерная программа, словарь);
- технические средства (например, узел двигателя);
- перерабатываемые материалы (например, смазка).
Многие виды продукции содержат элементы, относящиеся к различным общим категориям продукции. Отнесение продукции к услугам, программным, техническим средствам или перерабатываемым материалам зависит от доминирующего элемента.
[ИСО 3534-2:2006, 1.2.32]
2.1.5 характеристика (characteristic): Отличительный признак (объекта).
Примечание 1 - Адаптированное определение по ИСО 9000:2005, 3.5.1.
Примечание 2 - Определение объекта (единицы продукции) приведено в ИСО 3534-2:2006, определение 1.2.11.
2.1.6 качество (quality): Степень соответствия совокупности характеристик (2.1.5), присущих продукции (2.1.4), требованиям (2.1.1) потребителей и других заинтересованных сторон.
Примечание - В ИСО 9000:2005 (3.1.1) определение термина "качество" не связано с тем, кто устанавливает требования.
2.1.7 характеристика продукции (product characteristic): Характеристика (2.1.5), присущая продукции (2.1.4).
Примечание 1 - Характеристика продукции может быть количественной или качественной.
Примечание 2 - Характеристика продукции может быть многомерной.
2.1.8 характеристика процесса (process characteristic): Характеристика (2.1.5), присущая процессу (2.1.2).
Примечание 1 - Характеристика процесса может быть количественной или качественной.
Примечание 2 - Характеристика процесса может быть многомерной.