МР 2.1.10.0059-12
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
2.1.10. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В СВЯЗИ С СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И УСЛОВИЯМИ ПРОЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Оценка риска здоровью населения от воздействия транспортного шума
Дата введения: с момента утверждения
1. РАЗРАБОТАНЫ Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Г.Г.Онищенко, О.И.Аксенова, А.С.Гуськов, С.М.Черненко), ФБУН "ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения" Роспотребнадзора (Н.В.Зайцева, И.В.Май, П.З.Шур, Д.А.Кирьянов, В.М.Чигвинцев, М.Ю.Цинкер, Д.Н.Кошурников, С.А.Вековшинина, С.В.Фарносова, Е.В.Маркова), ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора (А.И.Верещагин, М.В.Калиновская, О.В.Гревцов), Управление Роспотребнадзора по г.Санкт-Петербургу (А.В.Мельцер, А.А.Шутович, Н.В.Ерастова), ФБУН "Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья" (В.П.Чащин, К.Б.Фридман, Т.Е.Лим).
2. УТВЕРЖДЕНЫ руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.Онищенко 23 марта 2012 г.
3. ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с момента утверждения.
4. ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ.
1.1. Методические рекомендации по оценке риска здоровью населения от воздействия транспортного шума (далее - методические рекомендации) определяют порядок оценки риска здоровью населения, проживающего на селитебных территориях и подвергающегося воздействию внешнего шума, источником которого является транспорт общего и специального назначения: автомобильный, железнодорожный и воздушный.
1.2. Оценка риска для здоровья населения при воздействии транспортного шума в условиях населенных мест выполняется с целью:
выявления факторов, представляющих потенциальную опасность жизни и здоровью человека, а также возможности причинения вреда здоровью при воздействии шума;
прогноза изменения санитарно-гигиенической ситуации в условиях стабилизации или изменения уровней воздействия на население шума;
обоснования санитарно-гигиенических (профилактических) мероприятий.
1.3. Методические рекомендации предназначены для органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, научно-исследовательских и иных организаций, занимающихся вопросами оценки воздействия факторов среды обитания на здоровье населения.
1.4. Методические рекомендации могут быть использованы при:
проведении гигиенических оценок, исследований и экспертиз;
планировании развития селитебных территорий;
проектировании путей сообщения и транспортных предприятий, размещаемых на территории населенных мест;
обосновании управленческих решений, направленных на снижения уровней риска здоровью населения, связанного с воздействием транспортного шума, в том числе при разработке мер по его снижению.
1.5. Методические рекомендации не предназначены для оценки риска:
связанного с эксплуатацией морских и речных транспортных средств, трубопроводного транспорта, а также машин сельскохозяйственного и лесохозяйственного назначения;
вредного воздействия шума на здоровье пассажиров, водителей транспорта и других работников транспортных предприятий.
1.6. Используемые в методических рекомендациях основные термины и определения приведены в прилож.1.
2.1. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
2.3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.11.1997 N 25 и Главного инспектора Российской Федерации по охране природы от 10.11.1997 N 03-19/24-3483 "Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации".*
________________
* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
2.4. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки".
2.5. СН N 4396-87 "Санитарные нормы допустимой громкости звучания звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств в закрытых помещениях и на открытых площадках".
2.6. ГОСТ 22283-88 Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения.
2.7. ГОСТ 31296.1-2005 (ИСО 1996-1:2003), Группа Т34, Межгосударственный стандарт. Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки.
2.8. ГОСТ 31295.2-2005 (ИСО 9613-2.1996) Межгосударственный стандарт. Шум. Затухание звука при распространении на местности. Часть 2. Общий метод расчета.
2.9. ГОСТ Р 53187-2008 Национальный стандарт Российской Федерации. Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий.
Настоящие методические рекомендации гармонизированы со следующими международными и зарубежными документами:
Directive 2002/49/EC* of the European Parliament and of the Council of 25 June 2002 relating to the assessment and management of environmental noise - Declaration by the Commission in the Conciliation Committee on the Directive relating to the assessment and management of environmental noise;
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Planning Policy Guidance 24: Planning and Noise (PPG 24). London, 3 October, 1994.
ГОСТ - государственный стандарт
ИСО - (International Standard Organization) - Международная Организация Стандартов
МКБ - международная классификация болезней
ОСТ - отраслевой стандарт
СН - санитарные нормы
УДС - улично-дорожная сеть
ФЗ - федеральный закон
- эквивалентный скорректированный уровень шума
- максимальный скорректированный шум внутри жилого помещения
- эквивалентный уровень ночного шума вне помещений
- эквивалентный уровень дневного шума
- эквивалентный уровень вечернего шума
- эквивалентный уровень ночного шума
- эквивалентный уровень средневзвешенного суточного шума
- эквивалентный уровень средневзвешенного шума за исследуемый период
4.1. Этап идентификации опасности предусматривает выявление, сбор и анализ всей возможной информации об источниках шума, воздействующего на население, с целью определения:
уровня и частотных характеристик шума;
распределения шума на селитебной территории;
времени воздействия шума: сутки, неделя, месяц, год и пр.;
численности населения, подвергающегося акустическому воздействию;
вероятных нарушений здоровья, связанных с воздействием шума.
4.2. Основными задачами этапа идентификации опасности являются характеристика источников транспортного шума, выявление особенностей его пространственного и временного распределения, определение численности населения, подвергающегося вредному акустическому воздействию.
4.3. Основными источниками информации для идентификации опасности являются данные инструментальных измерений транспортного шума, шумовые карты населенных мест, полученные при проведении социально-гигиенического мониторинга и другого объективного лабораторного контроля источников, а также расчеты распространения шума и распределения его интенсивности по селитебной территории.
4.3.1. Измерение параметров шума проводится в целях оценки их соответствия гигиеническим нормативам, для проверки полученных расчетных данных, для выявления источников шума.
4.3.2. Проведение расчетов уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях рекомендуется для оценки уровней шума на значительной территории, где развернутые инструментальные исследования являются дорогостоящими и требуют значительного времени, а также при выполнении прогноза шумовой ситуации при градостроительном планировании, размещении гражданских, промышленных объектов и транспорта.
4.4. Общая шумовая нагрузка от автотранспорта определяется как совокупность шумов, создаваемых транспортными средствами на отдельных линейных участках улично-дорожной сети (далее - УДС), к которым отнесены перекрестки и элементы кругового движения.
4.5. Расчет шума от линейного участка автодороги выполняется на основании данных его технической инвентаризации по следующим параметрам:
интенсивность движения по участку УДС исследуемой территории, ед. автомобилей/ч в разное время суток, дней недели, месяца года;
средняя скорость движения по участку УДС, км/ч;
уклоны и вид дорожного покрытия;
состояние дорожного покрытия;
структура транспортного потока по видам автомобильного транспорта: грузовой, легковой, мотоциклы и специальный транспорт. При этом автобусы вместимостью менее 9 пассажирских мест приравниваются к легковому транспорту, прочие - к грузовому.
4.6. Расчет шума от линейного участка железнодорожных путей, включая рельсовый городской наземный электротранспорт, выполняется с учетом следующих показателей:
оценка интенсивности движения подвижного состава в течение суток;
в вид подвижного состава (пассажирский или грузовой);
длина состава и средняя скорость его движения по линейному участку дороги;
среднее количество рельсовых стыков на километр пути;