Статус документа
Статус документа


МР 2.1.10.0059-12

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

2.1.10. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В СВЯЗИ С СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И УСЛОВИЯМИ ПРОЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Оценка риска здоровью населения от воздействия транспортного шума

     

Дата введения: с момента утверждения



1. РАЗРАБОТАНЫ Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Г.Г.Онищенко, О.И.Аксенова, А.С.Гуськов, С.М.Черненко), ФБУН "ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения" Роспотребнадзора (Н.В.Зайцева, И.В.Май, П.З.Шур, Д.А.Кирьянов, В.М.Чигвинцев, М.Ю.Цинкер, Д.Н.Кошурников, С.А.Вековшинина, С.В.Фарносова, Е.В.Маркова), ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора (А.И.Верещагин, М.В.Калиновская, О.В.Гревцов), Управление Роспотребнадзора по г.Санкт-Петербургу (А.В.Мельцер, А.А.Шутович, Н.В.Ерастова), ФБУН "Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья" (В.П.Чащин, К.Б.Фридман, Т.Е.Лим).

2. УТВЕРЖДЕНЫ руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.Онищенко 23 марта 2012 г.

3. ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с момента утверждения.

4. ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ.

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по оценке риска здоровью населения от воздействия транспортного шума (далее - методические рекомендации) определяют порядок оценки риска здоровью населения, проживающего на селитебных территориях и подвергающегося воздействию внешнего шума, источником которого является транспорт общего и специального назначения: автомобильный, железнодорожный и воздушный.

1.2. Оценка риска для здоровья населения при воздействии транспортного шума в условиях населенных мест выполняется с целью:

выявления факторов, представляющих потенциальную опасность жизни и здоровью человека, а также возможности причинения вреда здоровью при воздействии шума;

прогноза изменения санитарно-гигиенической ситуации в условиях стабилизации или изменения уровней воздействия на население шума;

обоснования санитарно-гигиенических (профилактических) мероприятий.

1.3. Методические рекомендации предназначены для органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, научно-исследовательских и иных организаций, занимающихся вопросами оценки воздействия факторов среды обитания на здоровье населения.

1.4. Методические рекомендации могут быть использованы при:

проведении гигиенических оценок, исследований и экспертиз;

планировании развития селитебных территорий;

проектировании путей сообщения и транспортных предприятий, размещаемых на территории населенных мест;

обосновании управленческих решений, направленных на снижения уровней риска здоровью населения, связанного с воздействием транспортного шума, в том числе при разработке мер по его снижению.

1.5. Методические рекомендации не предназначены для оценки риска:

связанного с эксплуатацией морских и речных транспортных средств, трубопроводного транспорта, а также машин сельскохозяйственного и лесохозяйственного назначения;

вредного воздействия шума на здоровье пассажиров, водителей транспорта и других работников транспортных предприятий.

1.6. Используемые в методических рекомендациях основные термины и определения приведены в прилож.1.

2. Нормативные ссылки

2.1. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

2.2. Постановление Правительства Российской Федерации от 2.02.2006 N 60 "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге".

2.3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.11.1997 N 25 и Главного инспектора Российской Федерации по охране природы от 10.11.1997 N 03-19/24-3483 "Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации".*

________________

* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

2.4. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки".

2.5. СН N 4396-87 "Санитарные нормы допустимой громкости звучания звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств в закрытых помещениях и на открытых площадках".

2.6. ГОСТ 22283-88 Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения.

2.7. ГОСТ 31296.1-2005 (ИСО 1996-1:2003), Группа Т34, Межгосударственный стандарт. Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки.

2.8. ГОСТ 31295.2-2005 (ИСО 9613-2.1996) Межгосударственный стандарт. Шум. Затухание звука при распространении на местности. Часть 2. Общий метод расчета.

2.9. ГОСТ Р 53187-2008 Национальный стандарт Российской Федерации. Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий.

Настоящие методические рекомендации гармонизированы со следующими международными и зарубежными документами:

Directive 2002/49/EC* of the European Parliament and of the Council of 25 June 2002 relating to the assessment and management of environmental noise - Declaration by the Commission in the Conciliation Committee on the Directive relating to the assessment and management of environmental noise;

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Planning Policy Guidance 24: Planning and Noise (PPG 24). London, 3 October, 1994.

3. Перечень сокращений и условных обозначений


ГОСТ - государственный стандарт

ИСО - (International Standard Organization) - Международная Организация Стандартов

МКБ - международная классификация болезней

ОСТ - отраслевой стандарт

СН - санитарные нормы

УДС - улично-дорожная сеть

ФЗ - федеральный закон

- эквивалентный скорректированный уровень шума

- максимальный скорректированный шум внутри жилого помещения

- эквивалентный уровень ночного шума вне помещений

- эквивалентный уровень дневного шума

- эквивалентный уровень вечернего шума

- эквивалентный уровень ночного шума

- эквивалентный уровень средневзвешенного суточного шума

- эквивалентный уровень средневзвешенного шума за исследуемый период

4. Идентификация опасности

4.1. Этап идентификации опасности предусматривает выявление, сбор и анализ всей возможной информации об источниках шума, воздействующего на население, с целью определения:

уровня и частотных характеристик шума;

распределения шума на селитебной территории;

времени воздействия шума: сутки, неделя, месяц, год и пр.;

численности населения, подвергающегося акустическому воздействию;

вероятных нарушений здоровья, связанных с воздействием шума.

4.2. Основными задачами этапа идентификации опасности являются характеристика источников транспортного шума, выявление особенностей его пространственного и временного распределения, определение численности населения, подвергающегося вредному акустическому воздействию.

4.3. Основными источниками информации для идентификации опасности являются данные инструментальных измерений транспортного шума, шумовые карты населенных мест, полученные при проведении социально-гигиенического мониторинга и другого объективного лабораторного контроля источников, а также расчеты распространения шума и распределения его интенсивности по селитебной территории.

4.3.1. Измерение параметров шума проводится в целях оценки их соответствия гигиеническим нормативам, для проверки полученных расчетных данных, для выявления источников шума.

4.3.2. Проведение расчетов уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях рекомендуется для оценки уровней шума на значительной территории, где развернутые инструментальные исследования являются дорогостоящими и требуют значительного времени, а также при выполнении прогноза шумовой ситуации при градостроительном планировании, размещении гражданских, промышленных объектов и транспорта.

4.4. Общая шумовая нагрузка от автотранспорта определяется как совокупность шумов, создаваемых транспортными средствами на отдельных линейных участках улично-дорожной сети (далее - УДС), к которым отнесены перекрестки и элементы кругового движения.

4.5. Расчет шума от линейного участка автодороги выполняется на основании данных его технической инвентаризации по следующим параметрам:

интенсивность движения по участку УДС исследуемой территории, ед. автомобилей/ч в разное время суток, дней недели, месяца года;

средняя скорость движения по участку УДС, км/ч;

уклоны и вид дорожного покрытия;

состояние дорожного покрытия;

структура транспортного потока по видам автомобильного транспорта: грузовой, легковой, мотоциклы и специальный транспорт. При этом автобусы вместимостью менее 9 пассажирских мест приравниваются к легковому транспорту, прочие - к грузовому.

4.6. Расчет шума от линейного участка железнодорожных путей, включая рельсовый городской наземный электротранспорт, выполняется с учетом следующих показателей:

оценка интенсивности движения подвижного состава в течение суток;

в вид подвижного состава (пассажирский или грузовой);

длина состава и средняя скорость его движения по линейному участку дороги;

среднее количество рельсовых стыков на километр пути;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs