ГОСТ Р 55020-2012 Арматура трубопроводная. Задвижки шиберные для магистральных нефтепроводов. Общие технические условия

     3.1 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52720, ГОСТ Р 27.002, ГОСТ 16504, ГОСТ 18322, ГОСТ 24054, ГОСТ 24642, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 безотказность: Свойство задвижки непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки.

3.1.2 вероятность безотказной работы: Вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ задвижки не возникает.

3.1.3 вероятность безотказной работы по отношению к критическим отказам: Вероятность того, что в пределах заданной наработки критический отказ задвижки не возникнет.

Примечание - Вероятность безотказной работы по отношению к критическим отказам в пределах назначенных показателей должна быть близка к единице.

3.1.4 долговечность: Свойство задвижки сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

3.1.5 задвижка: Тип арматуры, у которой запирающий элемент перемещается перпендикулярно оси потока рабочей среды.

3.1.6 задвижка литая: Задвижка, корпусные детали которой изготовлены методом литья.

3.1.7 задвижка литосварная: Задвижка, корпусные детали которой изготовлены методом литья и соединены сваркой.

3.1.8 задвижка литоштампосварная: Задвижка, корпусные детали которой изготовлены методом литья и штамповки (ковки или вальцовки обечаек из листового проката) и соединены сваркой.

3.1.9 задвижка параллельная: Задвижка, у которой уплотнительные поверхности элементов затвора взаимно параллельны.

3.1.10 задвижка полнопроходная: Задвижка, в которой площадь проходного сечения затвора равна площади номинального проходного сечения присоединительных патрубков или фланцев задвижки.

3.1.11 задвижка шиберная: Параллельная задвижка, у которой запирающий элемент выполнен в форме шибера.

3.1.12 задвижка штампосварная: Задвижка, корпусные детали которой изготовлены методом штамповки, ковки или вальцовки обечаек из листового проката и соединены сваркой.

3.1.13 затвор: Совокупность подвижных (шибер) и неподвижных (седло) элементов задвижки, образующих проходное сечение и соединение, препятствующее протеканию рабочей среды.

3.1.14 испытательный стенд (установка): Комплекс технологических систем, оборудования, измерительных средств, оснастки, средств механизации и автоматизации, а также коллективных средств защиты, обеспечивающих безопасное проведение технологического процесса испытаний изделий.

3.1.15 катушка приварная: Деталь трубопровода, имеющая обработанные механическим способом торцы и предназначенная для соединения труб и деталей трубопроводов с арматурой.

3.1.16 коэффициент оперативной готовности: Вероятность того, что задвижка окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение задвижки по назначению не предусматривается, и, начиная с этого момента, будет работать безотказно в течение заданного интервала времени.

3.1.17 коэффициент сопротивления : Отношение потерянного давления к скоростному (динамическому) давлению в условном (принятом) проходном сечении.

3.1.18 критерий отказа: Признак или совокупность признаков нарушения работоспособного состояния задвижки, установленные в нормативной и/или конструкторской (проектной) документации.

3.1.19 критический отказ: Отказ задвижки, возможными последствиями которого является причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, тяжесть последствий которого признана недопустимой и требует принятия специальных мер по снижению его вероятности и/или возможного ущерба, связанного с его возникновением.

3.1.20 критическое предельное состояние: Состояние задвижки, при котором ее дальнейшая эксплуатация недопустима из-за возможности наступления критического отказа.

3.1.21 назначенный ресурс: Суммарная наработка, при достижении которой эксплуатация задвижки должна быть прекращена независимо от ее технического состояния.

3.1.22 назначенный срок службы: Календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация задвижки должна быть прекращена независимо от ее технического состояния.

3.1.23 наработка до отказа: Наработка задвижки от начала эксплуатации до возникновения первого отказа.

3.1.24 номинальное давление : Наибольшее избыточное рабочее давление при температуре рабочей среды 20 °С, при котором обеспечивается заданный срок службы (ресурс) корпусных деталей арматуры, имеющих определенные размеры, обоснованные расчетом на прочность при выбранных материалах и характеристиках прочности их при температуре 20 °С.

3.1.25 номинальный диаметр : Параметр, применяемый для трубопроводных систем в качестве характеристики присоединяемых частей арматуры.

3.1.26 основной металл: Металл подвергающихся сварке соединяемых частей.