Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р МЭК 60745-2-3-2011 Машины ручные электрические. Безопасность и методы испытаний. Часть 2-3. Частные требования к шлифовальным, дисковым шлифовальным и полировальным машинам с вращательным движением рабочего инструмента (Переиздание)

     20 Механическая прочность

По МЭК 60745-1 со следующим изменением и дополнениями:

20.5 Не применяется к полировальным и дисковым шлифовальным машинам при условии, что эти машины не предназначены для применения в качестве шлифовальных, как оговорено в инструкции в соответствии с 8.12.2.

20.101 Все рекомендуемые изготовителем защитные кожухи должны иметь достаточную механическую прочность для предотвращения попадания фрагментов круга на оператора в случае его разрыва.

Соответствие требованию проверяют проведением испытания трех образцов любого рекомендуемого кожуха, как указано в 20.101.1-20.101.4. По усмотрению изготовителя это испытание проводят на трех кожухах, на трех или меньшем числе шлифовальных машин. После проведения испытания машина должна отвечать требованиям приемки по 20.101.5.

20.101.1 Кожух должен быть установлен и надежно закреплен на машине в соответствии с указаниями 8.12.2 b) 105). Если кожух регулируемый, его следует, насколько это возможно, или повернуть в направлении вращения круга под углом (30±10)° относительно линии нейтрального положения кожуха (линия нейтрального положения кожуха - прямая, перпендикулярная к продольной оси машины), или на максимальное значение регулирования, если предел регулирования менее 30° (см.рисунки 106a и 106b).

На шпиндель устанавливают шлифовальный круг номинального диаметра и максимальной ширины, рекомендуемой изготовителем.

Шлифовальная машина должна отработать при номинальном напряжении на холостом ходу в течение не менее 5 мин. Во время испытаний измеряют и регистрируют частоту вращения круга.

20.101.2 В круге, оговоренном в 20.101.1, делают прорези, разделяя его на четыре равных сегмента (квадранта). В кругах типов 1, 27-29, 41 и 42 прорезь имеет направление от наружного края радиально к центру (см.рисунок 107). В кругах типов 6 и 11 прорезь начинается на рабочей (торцевой) поверхности круга и направлена в сторону места крепления на машине (см.рисунок 108).

Ширина каждой прорези не более 2,5 мм. Длина прорезей должна обеспечивать разрушение круга центробежными силами либо при максимальной частоте вращения, полученной при испытании по 20.101.1, либо при значении, равном 90% номинальной частоты вращения, в зависимости от того, какая из них больше. Шлифовальный круг с прорезями устанавливают на шпиндель в соответствии с инструкцией.

Примечание - В приведенной ниже таблице 102 даны типичные пределы длины прорезей для стандартных размеров кругов.


Таблица 102 - Типичные пределы длины прорезей для стандартных размеров кругов

Тип круга

Размер круга (диаметр х толщина х диаметр отверстия), мм

Средняя частота вращения при разрушении, мин

Максимальная длина прорезей, мм

Тип 27

115х6х22,23

10200

37,6-39,6

125х6х22,23

9800

42,7-45,7

180х6х22,23

5900

67,3-72,1

230х6х22,23

5700

83,3-93,5

Тип 11

125х50х22,23

6150

28

150х50х22,23

5400

30

Тип 1

125х25х16

6950

46

155х25х16

5800

57-60

20.101.3 В шлифовальных машинах с боковыми рукоятками в середине каждой боковой рукоятки с обеих сторон машины закрепляют груз массой 0,5 кг, а в середине основной рукоятки, содержащей выключатель, закрепляют груз массой 1 кг (см.рисунок 107). Шлифовальную машину подвешивают на гибких плетеных капроновых шнурах, закрепленных в средней точке зоны захвата (рукой оператора) каждой боковой рукоятки и в середине основной рукоятки, имеющей выключатель.

Примечание 1 - Для описанного выше испытания необходимо иметь вторую боковую рукоятку или переходник.


В шлифовальных машинах без боковых рукояток груз массой 1 кг закрепляют в средней части рукоятки, имеющей выключатель. Должен быть предусмотрен переходник со средствами для подвеса и крепления груза массой по 0,5 кг с каждой стороны. Переходник для имитации боковых рукояток должен иметь как можно меньшую массу и должен быть расположен посредине передней зоны захвата (рукой оператора) для прямых и торцевых шлифовальных машин (см.рисунок 109) и за шпинделем, на расстоянии, меньшем половины номинального диаметра, - для угловых шлифовальных машин. Точки подвеса и крепления груза должны быть расположены по обе стороны машины на расстоянии от центра шпинделя до каждой точки, равном номинальному диаметру, а прямая, проходящая через эти точки, должна быть перпендикулярна к продольной оси машины.      

          
     Три шнура подвески закрепляют в одной точке, затем машину помещают в испытательную камеру (см.рисунки
110a и 110b).      

         Испытательная камера предпочтительно шестигранной, восьмигранной или круглой формы с внутренним диаметром, приблизительно равным 1 м, и глубиной, приблизительно равной 1 м, имеет наружную стенку, способную удерживать сегменты разрушающегося круга, и внутренние слои: слой пластилина толщиной от 25 до 35 мм, нанесенный на слой из пробки толщиной от 25 до 35 мм (см.рисунки 110a и 110b). Назначение пластилина и пробки - поглощать удары и задерживать сегменты или сохранять отпечаток ударяющихся о них сегментов. Пластилин и пробку можно заменять другими материалами, выполняющими ту же функцию. Перед испытанием на находящемся на стенках пластилине не должно быть никаких отпечатков сегментов.

Угловую шлифовальную машину с установленным кожухом и надрезанным кругом, обращенным вниз и находящимся в горизонтальном положении, размещают так, чтобы круг был приблизительно в центре камеры и на расстоянии 300 мм от ее дна (см.рисунок 110а). Для выравнивания машины внутри камеры и во избежание ее закручивания во время разгона круга обе боковые рукоятки прикрепляют к камере с силой менее 5 Н.

Для прямых и торцевых шлифовальных машин испытательную камеру устанавливают так, чтобы ось камеры была горизонтальной. Шлифовальную машину располагают таким образом, чтобы круг был приблизительно в центре камеры, при этом плоскость круга должна быть перпендикулярна к покрытым пластилином стенкам камеры (см.рисунок 110b). Во избежание чрезмерного перемещения во время разгона круга рукоятку с выключателем прикрепляют к камере с силой менее 5 Н. После прикрепления поперечное перемещение середины рукоятки с выключателем не должно превышать 30 мм.

Примечание 2 - Одним из возможных способов получения необходимой силы является применение постоянных магнитов.


Альтернативным методом является применение камеры высокоскоростной съемки, позволяющей зафиксировать положение машины непосредственно перед разрывом круга.

20.101.4 Контролируя частоту вращения круга тахометром, плавно повышают напряжение питания машины, пока не будет получена частота вращения, указанная в 20.101.2. Если круг не разрушится, следует остановить машину, увеличить длину прорезей и повторять испытание до разрушения круга.

Пыль, мелкие фрагменты и сегменты, остающиеся в кожухе, во внимание не принимаются. Большая часть четырех основных сегментов будет уловлена покрытой пластилином стенкой. Если какой-либо из основных сегментов отскочит от стенки, можно будет найти отпечаток этого сегмента на стенке. После испытаний сегменты круга удаляют из пластилина.

Примечание - Обычно разрыв круга происходит в течение 5 мин.

20.101.5 Кожух и крепежные детали или средства крепления кожуха должны остаться на месте. Допускаются деформация, волосяные трещины и углубления в кожухе и средствах его крепления.

Кожух не должен повернуться в направлении вращения круга более чем на 90° в результате разрушения круга (см.рисунки 106a и 106b). Если кожух охватывает периферию круга на дуге 360°, ограничение поворота кожуха углом 90° не применяется.