ГОСТ Р 54934-2012/
OHSAS 18001:2007
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
Требования
Occupational health and safety management systems. Requirements
ОКС 13.100
Дата введения 2013-01-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией "Институт безопасности труда", группой компаний "Интерсертифика", Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 июля 2012 г. N 154-ст
4 Настоящий стандарт идентичен документу OHSAS 18001:2007* "Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования" (OHSAS 18001:2007 "Occupational health and safety management systems - Requirements", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных документов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Документ OHSAS, относящийся к серии документов по оценке безопасности труда и охраны здоровья (Occupational Health and Safety Assessment Series - OHSAS), и связанный с ним документ OHSAS 18002:2008 "Руководство по внедрению OHSAS 18001:2007" были разработаны для удовлетворения требований потребителей о необходимости наличия признанного стандарта для системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (далее - БТиОЗ), на основании которого их системы менеджмента могут быть оценены и сертифицированы.
Документ OHSAS разработан с учетом совместимости стандартов ИСО 9001:2000 (на систему менеджмента качества) и ИСО 14001:2004 (на систему экологического менеджмента), чтобы облегчить при необходимости интеграцию в организациях систем менеджмента качества, экологического менеджмента и менеджмента БТиОЗ.
При необходимости документ OHSAS будет пересмотрен или изменен. Пересмотр также будет проведен при опубликовании новых редакций ИСО 9001 или ИСО 14001 с целью обеспечения дальнейшей совместимости.
Документ OHSAS будет отменен после публикации его содержимого в составе или в качестве международного стандарта.
Документ OHSAS разработан в соответствии с директивами ИСО/МЭК, часть 2.
Настоящая вторая редакция отменяет действие и заменяет первую редакцию (OHSAS 18001:1999), которая была подвергнута техническому пересмотру.
Принципиальные изменения по отношению к предыдущей редакции:
- вопросам охраны здоровья уделено больше внимания;
- OHSAS 18001 теперь рассматривают как стандарт, а не как документ или спецификацию, как это было ранее. Это отражает возросшее признание OHSAS 18001 в качестве основы для национальных стандартов на системы менеджмента БТиОЗ;
- диаграмма "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй" приведена в обобщенном виде только во введении, а не в виде разрозненных диаграмм в начале каждого крупного раздела;
- нормативные ссылки в разделе 2 ограничены только международными документами;
- добавлены новые термины и пересмотрены существующие;
- значительно улучшено соответствие с ИСО 14001:2004 по структуре, а также улучшена совместимость с ИСО 9001:2000;
- термин "допустимый риск" заменен термином "приемлемый риск" (см. 3.1);
- термин "несчастный случай" теперь включен в термин "инцидент" (см. 3.9);
- определение термина "опасность" больше не включает в себя "нанесение ущерба собственности или окружающей среде в месте выполнения работ" (см. 3.6). Теперь считают, что такой ущерб напрямую не связан с системой менеджмента БТиОЗ, являющейся предметом документа OHSAS, и его относят к сфере менеджмента активов. Вместе с тем риск, связанный с таким ущербом и оказывающий влияние на БТиОЗ, должен быть идентифицирован в процессе оценки рисков организации, и им следует управлять с помощью соответствующих мер;
- пункты 4.3.3 и 4.3.4 объединены для согласованности с ИСО 14001:2004;
- введено новое требование о рассмотрении мер управления рисками при планировании деятельности в области БТиОЗ с учетом их иерархии (см. 4.3.1);
- теперь менеджменту изменений уделено больше внимания (см. 4.3.1 и 4.4.6);
- добавлен новый раздел "Оценивание соответствия" (см. 4.5.2);
- введены новые требования к участию и обсуждению (см. 4.4.3.2);
- введены новые требования к расследованию инцидентов (см. 4.5.3.1).
Настоящая редакция не ставит своей целью охватить все условия контракта. Ответственность за правильное применение документа OHSAS несут пользователи.
Соответствие настоящему стандарту не освобождает от соблюдения правовых требований.
Организации различных видов деятельности проявляют растущую заинтересованность в достижении и демонстрации весомых результатов в области безопасности труда и охраны здоровья (БТиОЗ) путем управления рисками в области БТиОЗ согласно их политике и целям в области БТиОЗ. Эта деятельность осуществляется в условиях растущих правовых требований, совершенствования экономической политики и других мер, направленных на поддержку передового опыта в области БТиОЗ, а также в условиях возрастающей озабоченности заинтересованных сторон вопросами БТиОЗ.
Многие организации проводят анализ или аудит менеджмента БТиОЗ, чтобы оценить показатели деятельности в этой области. Однако проведения этих анализов и аудитов само по себе может быть недостаточно для обеспечения уверенности организации в том, что ее деятельность не только соответствует в настоящее время, но и в дальнейшем будет соответствовать правовым требованиям и собственной политике в области БТиОЗ. Анализы и аудиты для обеспечения их результативности должны проводиться в рамках действующей в организации структурированной системы менеджмента.
Документы OHSAS, охватывающие вопросы менеджмента БТиОЗ, предоставляют организациям возможность использования элементов результативной системы менеджмента БТиОЗ. Эти элементы, которые могут быть интегрированы с другими требованиями к менеджменту, помогут организациям в достижении целей в области БТиОЗ и экономических целей. OHSAS, как и другие стандарты, не предназначены для использования в целях создания нетарифных барьеров в торговле либо для ужесточения или изменения обязательств, налагаемых на организации правовыми требованиями.
Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента БТиОЗ и позволяет организации разработать и реализовать политику и достигнуть целей, которые учитывают правовые требования и информацию о рисках в области БТиОЗ. Он предназначен для применения организациями любого типа и размера, независимо от различий в географических, культурных и социальных условиях. Основы такого подхода показаны на рисунке 1. Успех системы зависит от приверженности идее БТиОЗ на всех уровнях и во всех функциональных структурах организации и, в особенности, от приверженности высшего руководства. Система такого типа дает организации возможность разработать политику в области БТиОЗ; установить цели; создать механизмы для достижения обязательств, содержащихся в политике; осуществлять необходимые мероприятия для улучшения своей деятельности; демонстрировать соответствие системы требованиям настоящего стандарта. Общей целью настоящего стандарта являются поддержка и распространение передового опыта в области БТиОЗ при сохранении баланса потребностей в безопасности труда и социально-экономических потребностей. Следует отметить, что многие требования настоящего стандарта могут быть применены сразу, или же их можно начать применять в любое время в последующем.
В настоящем стандарте приняты во внимание соответствующие положения из ИСО 9001, ИСО 14001, ILO-OSH и других стандартов или публикаций, касающихся систем менеджмента БТиОЗ. Это улучшает совместимость этих стандартов в интересах сообщества пользователей.
Существует важное различие между настоящим стандартом, который описывает требования к системе менеджмента БТиОЗ организации и может быть использован для сертификации и/или декларирования соответствия системы менеджмента БТиОЗ, и не предназначенным для сертификации руководством, разработанным для оказания общей помощи организации при создании, внедрении или совершенствовании системы менеджмента БТиОЗ. Менеджмент БТиОЗ охватывает весь диапазон проблем, включая проблемы, касающиеся стратегии и конкурентоспособности. Демонстрация успешного внедрения настоящего стандарта может быть использована организацией для того, чтобы убедить заинтересованные стороны в наличии у нее надлежащей системы менеджмента БТиОЗ.
Организациям, которым требуется более подробное руководство по широкому кругу вопросов, касающихся системы менеджмента БТиОЗ, следует использовать OHSAS 18002. Все ссылки на другие международные стандарты приведены только для информации.
Примечание - Настоящий стандарт основан на методологии, известной как "Plan-Do-Check-Act" (PDCA). Методологию PDCA можно кратко описать следующим образом:
- планирование (plan) - установление целей и разработка процессов, необходимых для достижения результатов в соответствии с политикой организации в области БТиОЗ;
- осуществление (do) - внедрение процессов;
- проверка (check) - проведение мониторинга и измерения процессов для оценки их соответствия политике в области БТиОЗ, целям, правовым и другим требованиям и сообщение о результатах;
- действие (act) - принятие и реализация решений по постоянному улучшению показателей деятельности в области БТиОЗ.
Многие организации управляют своей деятельностью с помощью системы процессов и взаимодействий между ними. Такая методология может быть названа "процессным подходом". ИСО 9001 рекомендует применять процессный подход. Поскольку методология PDCA применима ко всем процессам, то обе методологии считают совместимыми.
Настоящий стандарт содержит требования, соответствие которым может быть подвергнуто объективному аудиту. При этом он не устанавливает абсолютных требований к показателям деятельности в области БТиОЗ сверх содержащихся в политике обязательств соблюдать соответствующие правовые, а также другие требования, которые организация обязалась выполнять, в целях предотвращения травм и ухудшения состояния здоровья, а также обязательств по постоянному улучшению. Таким образом, две организации, занимающиеся схожей деятельностью, но отличающиеся своими показателями деятельности в области БТиОЗ, могут обе соответствовать требованиям настоящего стандарта.
Настоящий стандарт не содержит требований, специфических для других систем менеджмента, таких как система менеджмента качества, система экологического менеджмента, системы защиты информации или системы финансового менеджмента, хотя элементы системы менеджмента БТиОЗ могут быть согласованы или интегрированы с соответствующими элементами других систем менеджмента. Возможно, что организация адаптирует свою(и) существующую(ие) систему(ы) менеджмента, чтобы создать систему менеджмента БТиОЗ, соответствующую требованиям настоящего стандарта. Следует отметить, что применение различных элементов системы менеджмента может отличаться в зависимости от поставленных целей и заинтересованных сторон.
Степень детализации, уровень сложности системы менеджмента БТиОЗ, объем документации и затрачиваемых на нее ресурсов зависят от ряда факторов, таких как область применения системы, размер организации, характер ее деятельности, изготавливаемая продукция, оказываемые услуги, а также корпоративная культура. В особенности это может касаться малых и средних предприятий.
Рисунок 1 - Модель системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья
Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента БТиОЗ, чтобы сделать организацию способной управлять рисками и улучшать показатели деятельности в области БТиОЗ. Стандарт не устанавливает конкретных критериев для оценки деятельности в области БТиОЗ и не содержит подробных требований для разработки системы менеджмента.
Настоящий стандарт может применяться любой организацией для:
a) создания системы менеджмента БТиОЗ для устранения или минимизации рисков для работников и других заинтересованных сторон, которые могут подвергаться опасностям производственных факторов, связанным с их деятельностью;
b) внедрения, обеспечения функционирования и постоянного улучшения системы менеджмента БТиОЗ;
c) уверенности в том, что ее деятельность соответствует заявленной политике в области БТиОЗ;
d) демонстрации соответствия настоящему стандарту посредством:
1) проведения самооценки и декларирования соответствия или
2) получения подтверждения своего соответствия заинтересованными деятельностью организации сторонами, такими как потребители, или
3) получения от внешней по отношению к организации стороны подтверждения обоснованности декларации о соответствии, или
4) проведения сертификации системы менеджмента БТиОЗ.
Все требования настоящего стандарта применимы к любой системе менеджмента БТиОЗ. Уровень реализации этих требований в конкретной системе менеджмента БТиОЗ зависит от таких факторов, как политика организации в области БТиОЗ, характер и сложность ее деятельности и связанные с ней риски.
Настоящий стандарт предназначен для обеспечения БТиОЗ при осуществлении производственной деятельности и не касается других направлений деятельности, также имеющих отношение к здоровью и безопасности: программ оздоровления сотрудников, обеспечения безопасности продукции и услуг, предотвращения нанесения материального ущерба или вреда окружающей среде.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы: