Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 54769-2011 (ИСО 4304:1987) Краны грузоподъемные. Общие требования к устойчивости

     3 Устойчивость

3.1 Расчеты

3.1.1 Грузоподъемный кран считается устойчивым, если алгебраическая сумма стабилизирующих моментов сил превышает сумму опрокидывающих моментов сил.

3.1.2 Проверку расчетным способом устойчивости грузоподъемного крана проводят вычислением суммы опрокидывающих моментов сил с использованием значений, приведенных в таблице 1.


Таблица 1

Условия (см. 3.1)

Нагрузка

Принимаемые значения

Случай I: Основная устойчивость

Приложенная нагрузка

Ветровая нагрузка

0

Сила инерции

0

Случай II: Грузовая устойчивость

Приложенная нагрузка

Ветровая нагрузка

Сила инерции

Случай III: Собственная устойчивость

Приложенная нагрузка

0

Ветровая нагрузка

Сила инерции

0

Случай IV: Устойчивость при резком снятии нагрузки

Приложенная нагрузка

Ветровая нагрузка

Сила инерции

0

В настоящей таблице использованы следующие условные обозначения:

- сила инерции или промежуточное усилие (указывается изготовителем);

- номинальная грузоподъемность оборудования, заявленная изготовителем (при расчете устойчивости грузоподъемные приспособления, постоянно установленные на грузоподъемном кране в нормальном рабочем режиме, рассматриваются как часть груза независимо от того, учтены такие приспособления в номинальных характеристиках грузоподъемности или нет);

- номинальная грузоподъемность оборудования, заявленная изготовителем, за исключением грузоподъемных приспособлений, постоянно установленных на грузоподъемном кране во время работы;

    - ветровая нагрузка в рабочем режиме по ГОСТ 1451;

   - ветровая нагрузка в нерабочем режиме по ГОСТ 1451 с учетом воздействия порывов ветра.



При выполнении любых расчетов принимают наиболее неблагоприятное положение грузоподъемного крана и его узлов, а также сочетание, вектор и величину воздействия всех видов нагрузки и моментов сил, при этом предполагают, что грузоподъемные краны установлены на твердой ровной поверхности или на рельсовом пути.

3.1.3 Если грузоподъемный кран предполагается применять на наклонной поверхности, изготовитель должен принять во внимание данное условие при проведении проверки расчетным способом его устойчивости.

3.1.4 Для грузоподъемных кранов, которые перемещаются вместе с подвешенным грузом, помимо всех нагрузок, указанных в таблице 1 для случая II, необходимо учитывать воздействие сил, создаваемых уклоном пути (в сторону груза), в соответствии с инструкциями изготовителя.

3.1.5 Для стационарно установленных грузоподъемных кранов в дополнение к нагрузкам, указанным в таблице 1 для случаев I, II и III, необходимо учитывать вероятное воздействие сейсмических нагрузок в соответствии с сейсмическими характеристиками участка или зоны эксплуатации грузоподъемного крана.

3.1.6 При проведении расчетов по данным, указанным в таблице 1, также необходимо принимать во внимание ветровые нагрузки на грузоподъемный кран и его узлы, в т.ч. грузоподъемные приспособления, постоянно установленные на грузоподъемном кране для обеспечения его работы в нормальном режиме.

3.2 Устойчивость при внезапном снятии нагрузки

В процессе эксплуатации грузоподъемного крана необходимо проверить устойчивость при внезапном снятии нагрузки во время его работы (т.е. когда грузоподъемный кран работает без груза, и при этом все его подвижные рабочие узлы отводятся в положение, приближенное к точке опрокидывания назад) согласно описанию в 3.2.1 или 3.2.2 (также см. случай IV в таблице 1).

3.2.1 Способ расчета моментов действующих сил

Опрокидывающий момент сил в процессе работы, создаваемый ветровой нагрузкой и силой инерции , не должен превышать 90% стабилизирующего момента сил.

3.2.2 Способ расчета центра тяжести

Точка проекции центра тяжести грузоподъемного крана в неподвижном положении на горизонтальную плоскость при штиле или слабом ветре должна находиться на расстоянии, не превышающем 80% расстояния от ребра опрокидывания до задней опорной точки. Примеры показаны на рисунке 1.


Примечание - - колея; - база.

Рисунок 1 - Конфигурация основания грузоподъемного крана



3.3 Расчет ветровой нагрузки

3.3.1 При расчете ветровой нагрузки в процессе работы грузоподъемного крана во всех случаях необходимо принимать самый неблагоприятный вектор воздействия.

3.3.2 При выполнении расчетов устойчивости в нерабочем состоянии для грузоподъемных кранов, которые не могут вращаться под воздействием ветра, необходимо принимать наиболее неблагоприятный вектор ветровой нагрузки. Для тех грузоподъемных кранов, конструкция которых предусматривает вращение под воздействием ветра, необходимо учитывать воздействие ветровой нагрузки на верхнюю часть конструкции в подветренном положении одновременно с воздействием на неподвижное основание в наименее благоприятном направлении.