ЦТ-4770
ПРАВИЛА
ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОВОЗОВ, ТЕПЛОВОЗОВ И МОТОРВАГОННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Утверждены МПС СССР 30.12.1989 N ЦТ-4770
Согласованы Президиумом ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства, Постановление N 37.26 от 22 декабря 1989 года
1.1. Настоящие Правила устанавливают требования техники безопасности и производственной санитарии при эксплуатации и техническом обслуживании электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава (далее - тягового подвижного состава - ТПС).
Требования настоящих Правил обязательны для выполнения руководящими работниками всех уровней управления МПС и железных дорог по кругу ведения.
Правила распространяются на все локомотивные и моторвагонные депо, пункты: технического обслуживания, экипировки и оборота электровозов и тепловозов (локомотивов) и моторвагонного подвижного состава (МВПС) Министерства путей сообщения.
1.2. Обеспечение безопасности труда при эксплуатации ТПС должно производиться в соответствии с требованиями настоящих Правил, ГОСТ 12.3.002-75 и ОСТ 32.20-83*.
________________
* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
1.3. При эксплуатации ТПС должны быть предусмотрены меры защиты работающих и окружающей среды от воздействия опасных и вредных производственных факторов по ГОСТ 12.0.003-74, нормируемых в ГОСТ 12.2.056-81 и указанных в справочном Приложении 1, а также опасных факторов пожара по ГОСТ 12.1.004-85*.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 12.1.004-91. - Примечание изготовителя базы данных.
1.4. Начальники служб локомотивного хозяйства, их заместители (главные инженеры), начальники локомотивных отделов и их заместители, начальники локомотивных и моторвагонных депо и их заместители (главные инженеры) по кругу ведения обязаны обеспечить:
содержание ТПС, устройств и сооружений локомотивного хозяйства в соответствии с техническими требованиями, обеспечивающими безопасность труда и производственную санитарию локомотивных бригад, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
внедрение современных средств техники безопасности, системы предупредительной сигнализации, устройств дистанционного управления, автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем предупреждения пожаров и противопожарной защиты, средств изоляции и герметизации источников пылевыделения, выделения избыточного тепла, распространения шума, вибрации и других вредных факторов, периодическое освидетельствование и испытание кабин ТПС на соответствие их санитарным нормам, согласованным в установленном порядке;
организацию работы и контроль выполнения мероприятий по охране труда;
внедрение государственных стандартов безопасности труда и контроль за их соблюдением;
организацию обучения и проверки знаний по охране труда локомотивных бригад, руководящих и инженерно-технических работников, связанных с эксплуатацией ТПС;
разработку и внедрение стандартов и инструкций предприятий по охране труда при эксплуатации ТПС;
выполнение требований санитарно-бытового и медицинского обслуживания работающего персонала: в частности, проведение совместно с работниками здравпунктов периодических медицинских осмотров и курсовой гигиенической подготовки локомотивных бригад по специальной программе: отдых дома и подготовка к очередному рейсу, предрейсовые медицинские осмотры, соблюдение режима труда в рейсе, обеспечение надлежащего режима питания, отдых в пункте оборота локомотивов;
контроль за соблюдением работниками локомотивного хозяйства всех требований норм, правил, стандартов и инструкций по охране труда;
выдачу работникам по типовым отраслевым нормам бесплатной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, своевременную стирку, чистку (в т.ч. химчистку) и ремонт спецодежды;
выполнение обязательств, предусмотренных в коллективном договоре, и соглашений по охране труда.
1.5. Заместитель начальника депо по эксплуатации, дежурные по основным, оборотным депо, пунктов оборота локомотивов, их помощники, машинисты-инструкторы локомотивных бригад обязаны обеспечивать:
выполнение требований настоящих Правил и инструкций предприятия по охране труда, отвечать за состояние техники безопасности и производственной санитарии на своем участке;
инструктаж подчиненных работников о правильных и безопасных приемах труда;
систематическую проверку состояния инструмента, защитных средств, предохранительных устройств, огнетушителей, пожарного оборудования и установок пожарной сигнализации и пожаротушения, сигнальных принадлежностей и своевременную замену неисправных;
контроль применения локомотивными бригадами и другими подчиненными работниками предусмотренных спецодежды и защитных средств;
работу таким образом, чтобы обеспечивались безопасные условия труда всех подчиненных работников;
контроль за санитарным и противопожарным состоянием локомотивов в процессе их эксплуатации после выхода из депо в соответствии с утвержденными технологическими процессами. Технологические карты и другие документы, регламентирующие технологические процессы, должны содержать разделы о мерах безопасности, необходимых при их осуществлении;
не допускать к работе локомотивные бригады и других подчиненных работников без соответствующего удостоверения (или просроченного удостоверения) о проверке знаний ПТЭ электроустановок потребителей и ПТБ при эксплуатации электроустановок потребителей.
1.6. На основе и в развитии настоящих Правил должна быть разработана типовая инструкция по охране труда для локомотивных бригад.
Дополнительные требования безопасности труда, обусловленные типом и серией локомотива (МВПС) и местными особенностями в организации эксплуатации ТПС, должны устанавливаться в инструкциях предприятия по охране труда для локомотивных бригад, которые составляются на основе типовой инструкции.
1.7. Машинисты и помощники машинистов должны знать и неукоснительно выполнять требования типовой инструкции и инструкции предприятия по охране труда.
Контроль и ответственность за выполнение требований безопасности помощником машиниста возлагается на машиниста.
1.8. Состав локомотивных бригад и порядок обслуживания ими ТПС должны устанавливаться начальником дороги в зависимости от типа ТПС, а также местных условий на основе утвержденных МПС систем обслуживания.
1.9. Для обслуживания ТПС, обращающегося со скоростью более 140 км/ч, должны назначаться, как правило, машинисты, имеющие первый и второй классы, и помощники машиниста, имеющие право управления локомотивом после прохождения дополнительного медицинского и психофизиологического обследования о пригодности к этой работе. Перед каждой поездкой эти бригады должны проходить предрейсовый медицинский осмотр.
Назначение локомотивных бригад для обслуживания поездов, обращающихся со скоростью более 140 км/ч, должно быть согласовано с начальником отделения дороги (руководителем службы локомотивного хозяйства). Изменения в составе этих бригад допускаются в исключительных случаях по личному разрешению начальника локомотивного депо.
1.10. Обслуживание поездных электровозов, тепловозов и моторвагонов подвижного состава одним машинистом может производиться по специальному указанию МПС, согласованному с отделом охраны труда ЦК профсоюза.
Обслуживание маневровых, вывозных локомотивов одним машинистом может производиться по указанию начальника дороги, согласованному с Главным техническим инспектором ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства на ж.д. дороге.
Порядок обслуживания локомотивов одним машинистом, обеспечивающий безопасность движения и труда, должен устанавливаться начальником дороги в зависимости от местных условий по согласованию с Главным техническим инспектором ЦК профсоюза на ж.д. дороге.
1.11. Порядок содержания тепловозов, находящихся в отстое под контактным проводом, должен устанавливаться начальником отделения дороги (руководством службы локомотивного хозяйства) по согласованию с техническим инспектором профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства.
1.12. Содержание производственных территорий, зданий, помещений, устройств и сооружений депо и ПТОЛ должно соответствовать требованиям ОСТ 32.20-83.
2.1. Техническое обслуживание, ввод (вывод) в (из) депо, экипировка ТПС должны производиться в соответствии с требованиями ОСТ 32.20-83 и инструкции депо по маневровой работе на тракционных путях.
2.2. Для приемки и сдачи ТПС на территории депо должно быть оборудовано специально отведенное место, освещаемое в темное время суток в соответствии с ОСТ 32.9-81*.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ОСТ 32.120-98. - Примечание изготовителя базы данных.
2.3. Запрещается проезд на локомотиве лиц, не входящих в состав локомотивной бригады, за исключением кондукторов (составительской бригады), а также лиц, имеющих разрешение, выдаваемое в соответствии с порядком, установленным МПС, но не более трех человек одновременно.
2.4. При обнаружении на смежном пути посторонних предметов, угрожающих безопасности снижения груза, выходящего за габарит, дымления буксового подшипника или какого-либо другого повреждения на одном из встречно проходящих поездов об этом должно быть сообщено машинисту этого поезда и дежурному ближайшей станции.
2.5. При встречном движении поездов по смежным путям на перегонах или станциях в темное время должно быть обязательное переключение прожектора в положение "тусклый свет" на таком расстоянии, чтобы не было ослепления локомотивной бригады встречного поезда. После проследования головной части встречного поезда прожектор должен быть переключен в положении "яркий свет" для осмотра состояния встречного поезда.
При скрещении поездов на станциях на остановившемся поезде прожектор должен быть выключен. Во избежание ослепления прожектором движущего поезда станционных работников после прохода первой входной стрелки прожектор должен быть переключен в положение "тусклый свет" и переключен обратно в положение "яркий свет" за последней выходной стрелкой. Запрещается при встречном движении поездов по смежным путям на перегонах или станциях оставлять прожектор в выключенном состоянии. В случае ослепления прожектором встречного поезда при следовании на запрещенный сигнал машинист обязан остановить поезд. На сортировочных станциях при проведении маневровой работы прожектор маневрового локомотива должен находиться в положении "тусклый свет" или "яркий свет" в зависимости от видимости предметов на путях, людей и подвижного состава.
2.6. Все работы по соединению и разъединению пневматических рукавов, межвагонных, межлокомотивных и межсекционных цепей управления и отопления, проверке сцепления автосцепок должны проводиться только при заторможенном ТПС, опущенных токоприемниках и с личного разрешения машиниста. Соединение и отсоединение электрических межвагонных и межсекционных соединений должно проводиться при обесточенных цепях управления.
2.7. До осмотра и технического обслуживания дизель-генератора, электрооборудования и вспомогательного оборудования тепловоза (дизель-поезда) последний необходимо остановить, затормозить ручным тормозом и выполнить следующее:
остановить дизель-генератор;
обесточить все электрические цепи;
выключить рубильник аккумуляторной батареи.
На тепловозах запрещается:
отключать блокирующие устройства и заходить в высоковольтную камеру при работающем дизель-генераторе;
производить осмотр и техническое обслуживание оборудования у вращающихся частей (узлов) при снятых защитных кожухах.
2.8. Запрещается подниматься на крышу ТПС, находящегося на электрифицированных путях до отключения и заземления проводов контактной сети, воздушных линий и связанных с ними устройств, расположенных над этими путями.
2.9. При поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике разрешается:
заменять перегоревшие лампы в кабине машиниста, в кузове (без захода в высоковольтную камеру и снятия ограждения), освещения ходовых частей, буферных фонарей, внутри вагонов электросекций при обесточенных цепях освещения;
протирать стекла кабины внутри и снаружи, лобовую часть кузова, не приближаясь к токоведущим частям, находящимся под напряжением контактной сети, на расстояние менее 2 м и не касаясь их через какие-либо предметы;
заменять предохранители в цепях управления, предварительно их обесточив, и включать автоматы защиты;
менять прожекторные лампы, если их замена предусмотрена из кабины машиниста;
Осматривать тормозное оборудование и проверять выходы штоков тормозных цилиндров:
на электровозах типа ЧС только на смотровой канаве;
на электросекциях, не залезая под кузов;
проверять на ощупь нагрев букс.
На электровозах, кроме того, дополнительно разрешается:
обслуживать аппаратуру под напряжениям 50 В постоянного тока, которая находится вне высоковольтной камеры;
вскрывать кожух и настраивать регулятор давления;
проверять цепи электронной защиты под наблюдением мастера, стоя на диэлектрическом ковре и с надетыми диэлектрическими перчатками;
проверять подачу песка под колесную пару;
контролировать по приборам и визуально работу машин и аппаратов, не снимая ограждений и не заходя в высоковольтную камеру;
обтирать нижнюю часть кузова;
осматривать механическое оборудование и производить его крепление, не залезая под кузов;
проверять давление в маслопроводе компрессора;
регулировать предохранительные клапаны воздушной системы;
производить уборку (кроме влажной) кабины, тамбуров и проходов в машинном отделении.
Другие работы на электроподвижном составе при поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике запрещаются.
2.10. Запрещаются работы на электропоездах, электровозах, работающих по СМЕ, если хотя бы на одной из электросекций, одном электровозе (секции) поднят токоприемник, за исключением работ, предусмотренных в п.2.9.