Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли

     
     ГОСТ Р 54612-2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВАГОНЫ ПАССАЖИРСКИЕ ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ И МОТОРВАГОННЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

Требования к обмывке и очистке

Passenger cars on locomotive traction and railcars. Washing and cleaning requirements

ОКС 45.060.01

Дата введения 2012-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2011 г. N 747-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.


    Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)         

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к обмывке и очистке пассажирских вагонов локомотивной тяги (далее - пассажирские вагоны) и вагонов моторвагонного подвижного состава (далее - МВПС), предназначенных для эксплуатации на железнодорожных путях общего и необщего пользования шириной колеи 1520 мм.

Настоящий стандарт распространяется на наружную обмывку и очистку кузовов, подвагонного оборудования, внутреннюю уборку помещений, салонов, тамбуров, мебели, узлов, деталей и сборочных единиц вагонов при их подготовке в рейс и проведении различных видов ремонта.

Настоящий стандарт не распространяется на обработку вагонов дезинфекционными средствами.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:               

ГОСТ 9.402 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию

ГОСТ 9.407 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Метод оценки внешнего вида

ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.018 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность статического электричества. Общие требования

ГОСТ 12.4.001 Система стандартов безопасности труда. Очки защитные. Термины и определения

ГОСТ 12.4.021 Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования

ГОСТ 12.4.034 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировка

ГОСТ 12.4.103-83 Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация

ГОСТ 12.4.131 Халаты женские. Технические условия

ГОСТ 12.4.132 Халаты мужские. Технические условия

ГОСТ 5375 Сапоги резиновые формовые. Технические условия

ГОСТ 14192 Маркировка грузов

ГОСТ 20010 Перчатки резиновые технические. Технические условия

ГОСТ 22567.5 Средства моющие синтетические и вещества поверхностно-активные. Методы определения концентрации водородных ионов

ГОСТ Р 51232 Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества     

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.     

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 водородный показатель рН: Показатель щелочности или кислотности, который может служить критерием активности или моющей способности раствора.

3.2

выцветание лакокрасочного покрытия: Потеря цвета лакокрасочного покрытия.

[ГОСТ 28246-2006, статья 82]

3.3 граффити: Изображения, рисунки или надписи, написанные или нарисованные красками или чернилами на поверхности лакокрасочного покрытия.

3.4 ингибирующие и пассивирующие добавки: Вещества, содержащиеся в технических моющих средствах, предназначенные для предотвращения или замедления коррозионного воздействия на металлическую поверхность.

3.5

коррозия металлов: Разрушение металлов вследствие химического или электрохимического взаимодействия их с коррозионной средой.

[ГОСТ 5272-68, статья 1]

3.6 лакокрасочное покрытие; ЛКП: Сплошное покрытие, полученное в результате нанесения одного или нескольких слоев лакокрасочного материала на окрашиваемую поверхность.

3.7 лакокрасочное покрытие повышенной долговечности (ЛКП повышенной долговечности): Лакокрасочное покрытие, полученное из двухкомпонентных лакокрасочных материалов со сроком службы по декоративным свойствам не менее 6 лет и по защитным свойствам от 10 до 12 лет.

3.8

меление лакокрасочного покрытия: Появление на поверхности лакокрасочного покрытия тонкого легкоснимаемого порошка, вызванное деструкцией одного или нескольких его компонентов.

[ГОСТ 28246-2006, статья 83]

3.9 механизированный вагономоечный комплекс (вагономоечная установка): Комплект технологического оборудования для механизации процесса обмывки пассажирских вагонов и вагонов моторвагонного подвижного состава от эксплуатационных загрязнений при техническом обслуживании в депо и перед проведением различных видов деповского ремонта.

3.10

моторвагонный подвижной состав; МВПС: Моторные и немоторные вагоны, из которых формируются электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, дизель-электропоезда, электромотрисы, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почты.

[Технический регламент "О безопасности железнодорожного подвижного состава", пункт 10]

3.11 моющая способность раствора: Способность моющего раствора удалять загрязнения с поверхности.

3.12 обмывка: Процесс удаления загрязнений с наружных поверхностей пассажирских вагонов локомотивной тяги и моторвагонного подвижного состава с помощью комбинированного воздействия (химического и механического) на загрязненную поверхность с целью придания вагону декоративного вида и сохранности защитного лакокрасочного покрытия перед отправлением в рейс и перед проведением различных видов ремонта.

3.13 очистка: Удаление различных форм эксплутационных* и технологических загрязнений с внутренних поверхностей кузовов, подвагонного оборудования, деталей, узлов, сборочных единиц при эксплуатации и перед ремонтом.

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.  

3.14 пассажирская техническая станция; ПТС: Комплекс технологических и технических операций, объединенных одной целью: своевременно и с минимальными затратами подать под посадку полностью и качественно подготовленный состав. Пассажирские технические станции устраиваются в пунктах формирования и оборота составов пассажирских поездов, в крупных железнодорожных узлах или при значительном объеме технических операций с вагонами пассажирского парка.

3.15

пассажирские вагоны: Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почтовых отправлений, такие как почтовые, багажные, вагоны-рестораны, служебно-технические, служебные, клубы, санитарные, испытательные и измерительные лаборатории, специальные вагоны пассажирского типа.

[Технический регламент "О безопасности железнодорожного подвижного состава", пункт 10]

3.16 пена: Дисперсия воздуха в моющем растворе (жидкой дисперсионной среде).

3.17 пеногасители: Вещества, которые препятствуют или уменьшают пенообразование моющего раствора.

3.18 пенообразующая способность: Свойство моющего раствора образовывать при перемешивании пену, выражаемое объемом пены в миллилитрах или высотой ее столба в миллиметрах, которое образуется из постоянного объема раствора при соблюдении определенных условий в течение заданного времени.     


3.19 поверхностно-активные вещества; ПАВ: Вещества, введение которых в воду приводит к понижению поверхностного натяжения на границе раздела вода - кузов.

3.20

поматовение лакокрасочного покрытия: Потеря блеска лакокрасочного покрытия, возникающая вследствие воздействия внешних факторов.

[ГОСТ 28246-2006, статья 104]


3.21     

помутнение лакокрасочного покрытия: Образование налета на поверхности лакокрасочного покрытия.

[ГОСТ 28246-2006, статья 90]

3.22 процентная концентрация рабочего моющего раствора: Количество граммов (миллилитров) растворенного вещества в 100 г (миллилитрах) раствора.

3.23 рабочий моющий раствор: Раствор технического моющего средства заданной концентрации.

3.24 регенерация моющего раствора: Очистка моющего раствора от загрязнений с целью его повторного использования.

3.25 смачиваемость поверхности: Образование сплошной пленки раствора технического моющего средства на поверхности детали или узла.

3.26 технические моющие средства; ТМС: Многокомпонентные смеси химических веществ, предназначенные для обмывки и очистки поверхностей вагонов, узлов, деталей, сборочных единиц.

3.27 технические моющие средства на кислотной основе: Жидкие или гелеобразные моющие средства, в состав которых входят смесь различных органических и неорганических кислот, ингибирующие добавки и другие вещества, сообщающие водному раствору кислую реакцию, и предназначенные для обмывки наружных поверхностей кузовов от железоокисных загрязнений (колодочной пыли), известковых, графитовых и других минеральных загрязнений.

3.28 технические моющие средства на нейтральной основе: Моющие средства в виде жидкостей, гелей, порошков, в состав которых входят щелочные препараты в композиции с поверхностно-активными веществами, сообщающие водным растворам практически нейтральную реакцию (рН 7-8 ед.) и предназначенные для очистки поверхностей от простых грязевых отложений и пыли.

3.29 технические моющие средства на щелочной основе: Моющие средства в виде жидкостей, порошков, гелей, суспензий, эмульсий, в состав которых входят щелочные препараты в композиции с поверхностно-активными веществами, ингибиторами и другими веществами, сообщающие водным растворам щелочную реакцию и предназначенные для очистки поверхностей от маслогрязежировых, смазочных отложений пыли*, различного рода надписей маркерами и фломастерами и т.п.

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.