ГОСТ Р ИСО 22882-2010
Группа Р23
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САМООРИЕНТИРУЮЩИЕСЯ КОЛЕСИКИ И КОЛЕСА
Требования к самоориентирующимся колесикам для больничных кроватей
Castors and wheels. Requirements for castors for hospital beds
ОКС 11.180.10
Дата введения 2012-04-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык текста стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства для инвалидов"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 ноября 2010 г. N 405-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 22882:2004* "Самоориетирующиеся колесики и колеса. Требования к самоориентирующимся колесикам для больничных кроватей" (ISO 22882:2004 "Castors and wheels - Requirements for castors for hospital beds").
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Предисловие к ИСО 22882:2004
ИСО (Международная организация по стандартизации) является всемирной федерацией национальных органов по стандартизации (членов ИСО). Разработка международных стандартов обычно осуществляется Техническими комитетами ИСО. Каждая организация - член ИСО, заинтересованная в деятельности, для которой был создан Технический комитет, имеет право быть представленной в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работах. ИСО тесно взаимодействует с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации электротехники.
Международные стандарты разрабатываются в соответствии с правилами Директив ИСО/МЭК, часть 2.
Основной задачей Технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые Техническими комитетами, рассылаются организациям-членам на голосование. Их опубликование в качестве международного стандарта требует одобрения не менее 75% организаций-членов, принимавших участие в голосовании.
Следует обратить внимание на возможность наличия в настоящем стандарте некоторых элементов, которые могут быть объектом патентного права. ИСО не несет ответственности за идентификацию некоторых или всех таких патентных прав.
ИСО 22882 подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТК 110 "Грузовые тележки", Подкомитетом ПК 3 "Самоориентирующиеся колесики и колеса".
Настоящий стандарт устанавливает технические требования, соответствующие размеры и требования к испытаниям шарнирных самоориентирующихся колесиков для больничных кроватей и технических средств реабилитации инвалидов с диаметром колес от 100 мм и более, которые имеют центральное блокирующее устройство. Используемые шарнирные самоориентирующиеся колеса характеризуются целым набором основных размеров.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты*. Для датированных ссылок применяют только указанные издания. Для недатированных ссылок применяют самые последние издания (включая любые изменения к стандартам).
_______________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
ИСО 22877:2004 Самоориентирующиеся колесики и колеса. Словарь, обозначения и многоязычная терминология (ISO 22877, Castors and wheels - Vocabulary, symbols and multilingual terminology)
ИСО 22878:2004 Самоориентирующиеся колесики и колеса. Методы испытаний и испытательное оборудование (ISO 22878:2004, Castors and wheels - Test methods and apparatus)
ИСО 22881:2004 Самоориентирующиеся колесики и колеса. Требования к применению на перемещаемом вручную оборудовании, используемом в общественных учреждениях (ISO 22881, Castors and wheels - Requirements for use on manually propelled equipment for institutional applications)
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 22877, обозначения - по ИСО 22878, приложение А.
Техническими характеристиками самоориентирующихся колесиков являются:
- диаметр колеса;
- общая высота;
- смещение;
- система фиксации и
- грузоподъемность.
Необходимо использовать размеры, приведенные в таблице 1 и проиллюстрированные на рисунке 1.
1 - рабочий угол; 2 - разблокированное положение
Рисунок 1 - Основные размеры при центральной системе блокировки
Таблица 1
Размеры в миллиметрах
Диаметр колеса | Общая высота | Смещение |
100 | 150 | 46 |
125 | 175 | 56 |
150 | 200 | 65 |
200 | 250 | 70 |
250 | 300 | 80 |
Допуск ±1%. |
По поводу размеров самоориентирующихся колесиков без центрального блокирующего устройства - см. соответствующие таблицы в ИСО 22881.
Основными размерами системы фиксации с центральной блокировкой являются:
- длина вилки;
- диаметр вилки;
- расстояние от центра отверстия с резьбой до фланца вилки;
- размер отверстия с резьбой;
- расстояние от центра шестигранника до фланца вилки;
- размер шестигранника и
- рабочий угол шестигранника.
Грузоподъемность - это максимальная нагрузка, в ньютонах, которую может выдержать колесо или самоориентирующееся колесико и при этом полностью соответствовать предъявляемому к нему критерию соответствия.
Методы испытаний и оборудование - по ИСО 22878.
5.2.1 Условия окружающей среды
Испытания следует проводить при температуре от 15 °С до 28 °С. Испытуемые образцы до начала испытания следует выдерживать в течение 24 ч при заданной температуре и относительной влажности окружающей среды от 40% до 70%.
Испытуемые образцы не следует принудительно охлаждать во время испытания.
5.2.2 Последовательность испытаний
Испытания, где это необходимо, следует проводить в последовательности, указанной в таблице 2.
Таблица 2
Ссылка на подраздел настоящего стандарта | Последовательность испытаний | Типы самоориентирующихся колесиков | Процедуры испытаний, приведенные |
5.3 | Первоначальный люфт колеса | Все | 4.2 |
5.4 | Первоначальный люфт шарнира колеса | Шарнирные самоориентирующиеся колесики с дополнительными приспособлениями или без них | 4.3 |
5.5 | Электрическое сопротивление | Самоориентирующиеся колесики антистатические или электропроводные | 4.4 |
5.6 | Испытание на износостойкость блокирующего/тормозного устройства | Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством | 4.5 |
5.7 | Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса | Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством | 4.6 |
5.8 | Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира колеса | Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством | 4.7 |
5.9 | Статическое испытание | Все | 4.9 |
5.10 | Динамическое испытание | Все | 4.8 |
5.11 | Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства колеса | Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством | 4.6 |
5.12 | Проверка эффективности тормозного и/или блокирующего устройства шарнира колеса | Самоориентирующиеся колесики с центральным блокирующим/тормозным устройством | 4.7 |
5.13 | Финальный люфт колеса | Все | 4.2 |
5.14 | Финальный люфт шарнира колеса | Шарнирные самоориентирующиеся колесики с дополнительными приспособлениями или без них | 4.3 |